Портрет 4X_Pro
Был в Сети 19 мар. 2024 г., 03:32
Мультиблог
4X_Pro
Кратко о себе: Web-разработчик. Пишу на PHP, Python, JavaScript. Знаю Ruby и Go, со студенческих времён более-менее помню C и asm. Сейчас специализируюсь на ускорении загрузки сайтов и разработке ботов для Telegram. Linuxоид (использую Debian+LXDE). Сторонник IndieWeb.

Социальные сети

Новости сайта в Telegram

t.me/4x_pro

Лог жизни

Лог моей жизни, где я фиксирую наиболее эмоционально значимые для меня события и текущее настроение. Является продолжением блога, который я вел в ЖЖ с ноября 2004 по апрель 2018 года.

Поездка в Суздаль, день 3

4X_Pro
Увы, день третий я описать так и не успел (изначально записи я вёл в блокноте, только сейчас, вернувшись домой, переношу их сюда), слишком уж много там всего произошло. Замечу только, что начался он тоже с раннего подъёма, но из-за погоды такого ощущения чуда, как в предыдущий, уже не было.
В этот день мы хотели осмотреть часть Суздаля на правом берегу Каменки, но не сложилось. Вместо этого отправились в центр города к Торговым рядам, а ближе к вечеру — всё же попали в Спасо-Ефимьевский монастырь, где расположена могила князя Пожарского. И совсем уже ночью снова оказались в центре.
P.S. Здесь выкладываю только небольшую часть фото, остальные есть на моей странице ВК: vk.com/4x_pro

Смотреть все фото

Поездка в Суздаль, день второй, часть вторая

4X_Pro
После музея зодчества мы отправились к суздальскому Кремлю. По дороге попались остатки городских валов, кажется, XII века. Несмотря на древность, они всё ещё высоченные и достаточно крутые (в отличие, скажем, от звенигоодских).
Сам Кремль особо не запомнился. Может быть, потому что уже замёрзли и сильно устали. В нём мы побывали в соборе Рождества Богородицы — одном из самых известных храмов города. А потом — в музее, расположенном в Архиерейских палатах. Но увы, тут сказалась разница в восприятии. Мне интересно рассмотреть всё подробно вникнуть в детали, выяснить, что, как и почему. А Tella, наоборот, осматривает всё бегло, фиксируя внимание только на том, что красиво чисто визуально, типа золотого шитья или старинных украшений или отделки окладов икон. Из-за этого, пытаясь за ней успеть, я значительную часть экспозиции упустил. Из увиденного больше всего запомнились меч и шпага времён Пожарского, а также его автограф с интересной особенностью: очень много букв будто бы пропущено и вставлено потом сверху. Жаль, что я всё же не изучу графологию всерьёз. Интересно, о чём это свидетельствует?
После музея мы так устали, что решили вернуться в гостиницу. Отсиделись там час с небольшим и решили посмотреть ещё один монастырь — Спасо-Ефимьевский. Он расположен почти верно, с гостиницей и давно привлекал наше внимание тем, что напоминал больше крепость с огромными толстыми стенами. Но здесь нас того разочарование — по понедельникам он закрыт. Зато по дороге осматривали частные дома, многие из которых украшены весьма затейливой резьбой. К тому же в какой-то момент погода улучшилась, выглянуло солнце, и стало казаться, что сейчас уже почти весна.

Смотреть все фото

Как yggdrasil чуть не уронил мне сервер

4X_Pro
После выпадения на 5 дней возвращаюсь к нормальной жизни. В частности, стал разбираться, чем вызваны уведомления о нехватке места на диске, которые стали приходить мне пару дней назад в Telegram. Молодцы Timeweb, что предусмотрели такое, а то кто знает, заметил бы я это до того, как место кончилось бы совсем! Оказалось, что сильно разросся syslog. Я посмотрел, что же туда пишется, и обнаружил огромное количество уведомлений от yggrasil о том, что либо не удаётся соединиться с определёнными хостами, либо несовместимые версии. Вскоре выяснилось, что при выходе yggrasil 0.5 полностью переделали маршрутизацию и сознательно сломали обратную совместимость. Причем даже в Debian 12 stable нового пакета ещё не было. Пришлось качать deb-пакет с сайта самого yggdrasil и ставить вручную. Ну хоть не из исходников собирать!
А я-то перед отъездом недоумевал, почему оба моих VDSа наглухо перестали пинговаться с домашнего компьютера (там Debian rolling, где уже есть версия 0.5.4), хотя друг друга прекрасно видели. Но решил тогда, что дело в том, что какие-нибудь из стартовых узлов, указанных в конфиге, попали под блокировку с той или иной стороны, а маршрут строится через них (хотя, по идее yggdrasil умеет справляться с такими ситуациями). А оказалось, дело совсем в другом…

Суздаль позади

4X_Pro
Всё, Суздаль позади! В момент, когда я это пишу, автобус отъезжает от вокзала. Впереди полдня бомжевания во Владимире и дорога домой!

Поездка в Суздаль, день первый

Сегодня мы с @natalia_tella отправились в Суздаль. Поехали до Владимира на поезде, далее на автобусе. Это все же лучше, чем 4 часа в автобусе из Москвы безвылазно.
Поездка началась хорошо! Поезд отправлялся с Восточного вокзала, на котором я побывал впервые в жизни. Вокзал открыт недавно и небольшой, но это даже плюс: не так шумно и многолюдно, как на старых вокзалах. Да и добираться до него удобно. Но выглядит он слишком современно безлико. Складывается впечатление, будто не путешествовать пришёл, а в ТЦ.
Часть пути на поезде прошла отлично! В окно была видна настоящая зима, сосновые леса и искристый снег, который ближе к закату стал покрываться длинными синими тенями. Владимирская область, в отличие от Ярославской, запомнившейся мне деревнями на холмах, более равнинная. Зато дорога во многих местах идет по высокой насыпи, откуда видно далеко-далеко! Особенно впечатлило место рядом с глубокой низиной, в которой деревья были высотой примерно до колёс поезда. Необычное зрелище.
Я ехал и думал о том, как поменялось за это время мое отношение к путешествиям. Перед первыми поездками (в Переславль, Ростов, СПб) я тщательно изучал город. Представлял, как обойду все заинтересовавшие меня места. Сейчас я знаю, что пытаться успеть всё — бесполезно. А даже если успеешь, то график получится столь плотный, что впечатлений не останется. А еще я когда-то верил, что по вечерам в поездках будет оставаться время на чтение и размышления о жизни, что такие путешествия позволят, как бы заглянуть в ту самую «другую жизнь», которую я всегда искал. Но увы, в реальности ни в одной из поездок такого не получалось.
Часть пути от Владимира до Суздаля ничем особо не запомнилось, кроме разве что зимнего заката и его отражения на облаках с другой стороны неба. К тому же мороз усилился, и окна автобуса покрылись изморосью, ничего не было видно.
В Суздале оказались уже затемно. Первое впечатление о городе сложилось очень хорошее (в отличие от Владимира, который показался очень неуютным). Но из-за холода не получилось осмотреть даже то, что находится рядом с гостиницей, поэтому фотография будет всего одна — вид из окна номера.
#путешествие #зимнеепутешествие #поездка

Очень насыщенный день

4X_Pro
Вчера получился непростой, но очень насыщенный день. Ночью пришла в голову идея собственной MMORPG, которая сочетала бы Diablo-подобную боевую часть с развитой экономической, как в Ultima Online, и общественной, как в WiW (Wizards World). В частности, одним из отличий было бы то, что dungeons генерировались бы не под каждую party, а на фиксированное время, и их можно было бы делать общедоступными для всего города (за вознаграждение). Ещё отличие — число воскрешений персонажа было бы ограничено, равно как и время его жизни в принципе, а дальше, чтобы иметь возможность продолжить игру, нужно было обзаводиться наследниками, как в Crusader Kings 2. Причём эта ограниченность позволяла бы избежать искусственных задержек при сборе ресурсов: вместо них отнималось бы время жизни персонажа. А ещё во избежание унылого задротства, которым грешит большинство MMORPG, в игре должна быть возможность предусмотреть персонажу распорядок дня, по которому тот будет выполнять типовые действия тогда, когда игрок в оффлайне (например, с утра или на сбор ресурсов, потом — на прокачку силы, потом — на изучение навыка).
В общем, где-то час сидел и описывал в блокноте ключевые особенности. Получилось 20 пунктов, и то кое-что недоописал. И правильно сделал, так как уже сейчас та целостная картина, которую я года видел, из головы пропала. (Кстати, подумалось тут: то, что я снова могу такое придумывать — это следствие восстановления канала с ЕИВП в результате более-менее регулярных медитаций в последнее время.)
Жаль только, что реализовать сам я это не смогу: не хватит ни знаний, ни терпения. Максимум, что можно сделать — это расписать более детально, и выложить сюда в раздел «Идеи», а также продублировать на какой-нибудь сайт типа DTF.
Вообще, осознаю то, что мне придумывать идеи нравится куда больше, чем их реализовать. Во время реализации я слишком тону в деталях и теряю из вида картину целиком, а именно это целостное видение и мотивирует меня что-то делать.
Из-за этого лёг спать в 4:40, а около 9 утра меня без видимых причин выбросило из сна. Два часа сначала просто лежал, потом читал книжку, и только потом ненадолго смог уснуть снова. А в 13 разбудил отец SMSкой, спросив, готов ли я идти на лыжах.
Лыжная прогулка получилась весьма неплохой! Казалось, что лыжи летят сами собой, особенно если идти коньковым ходом. Правда, день во не такой солнечный, как позавчера, только к концу прогулки немного прояснилось. И недосып всё же сказывался: и ритм для конькового хода было сложно поймать, и с другими лыжниками разъезжаться. Кстати, людей было просто на удивление много! Не думал, что в городе столько любителей ла лыж можно найти в наше время!
Вернувшись, я хотел час доспать, а потом поехать к DarLik вместе с Tellой. Но увы, не сложилось. Поэтому к DarLik приехал в ужасном состоянии: уставший, голодный, не выспавшийся. А ещё там было душно. Несмотря на это, встреча прошла в целом хорошо. Но домой приехал просто никакой.
А сегодня предстоит поездка в Суздаль. С одной стороны, жду с нетерпением и думаю о том, реально ли есть у меня дар «раскрывать» города, находя в каждом что-то интересное (даже в таком непримечательном, например, как Ногинск) или же это просто это просто так везло в предыдущие поездки + результат малой выборки. Ещё переживаю, что опять придётся ехать невыспавшимся: из сна снова выкинуло около 6 утра, и с тех пор не понимаю, засыпал ли снова или нет (браслет считает что да, но он иногда за сон принимает просто спокойное лежание в кровати).

Неожиданный поворот

4X_Pro
Только мне показалось, что определился, куда и как двигаться дальше, как жизнь вдруг выкинула неожиданный кульбит. Показал DarLik одну давнюю заметку в разделе «Мировоззренческое», после чего зашла речь о том, что когда-то в 2014 и 2018 годах я хотел написать целую книгу, но дальше оглавления, введения и набросков первой главы дело не пошло. С одной стороны, когда задумывал, не понимал, насколько я вообще тяжело пишу. С другой — было несколько разрозненных кусков того, что я хотел рассказать, но не было целостного понимания «к чему всё это», что я в целом хочу сказать миру, кроме банального призыва «не надо быть карьеристом-ускорителем жизни, не надо жить слишком быстро и в гонке за успехом забывать о мире вокруг».
И вдруг, уже ночью, пришло понимание про что должна быть моя книга! Про то, как стать/быть самим собой. И стало понятно, к кому я хочу обратиться: к тем, кто либо испытывает кризис перехода со второго уровня Подводного на третий, либо уже перешёл и не знает, что делать дальше. Причём ночью даже было понимание, как сплести теорию, практические рекомендации по выживанию в мире, который не даёт быть собой, и историю своей жизни воедино. Но есть одно «но»: невозможно призывать быть собой и в то же время позиционировать свою систему этики как единственно правильную.
Правда, дальше получилось как всегда: из-за эмоционального перегруза долго не мог уснуть, а когда проснулся, желания что-то делать уже не было. И теперь пытаюсь понять, в каком же направлении мне идти: заниматься книгой или проектами. Или же попытаться сделать так, чтобы эти два направления в жизни уравновешивали друг друга: прокрастинация в одном из них приводила бы к активной работе над другим.

Утро ответов

4X_Pro
Сегодня внезапно получил ответы на многие вопросы, которые не давали мне покоя в последнее время. Уж не знаю, от высших сил, или бессознательного или ещё откуда, но внезапно проснулся рано утром с твёрдым пониманием, что и как. Самым главным было понимание, как быть с тем, что при разработке крупного проекта в одиночку всегда будет отставание от аналогов. Ответ был предельно простым: ниша для одиночек — это super lightweight-проекты, а не feature rich (эх, не знаю, как сформулировать по-русски, но ничего, программисты поймут), то есть важны минимализм, простота и возможность работать на любой хостинг-помойке. И которые можно написать за один раз, чтобы в дальнейшем не требовалось заниматься поддержкой. (Хотя опыт TextCMS показывает, что с течением времени может начать устаревать даже такой простой код, как в ней.) Например, не имеет смысла пытаться написать систему комментариев, которая будет сопоставима с чем-нибудь типа TolstoyComments, но при этом будет бесплатной и self-hosted, а написать предельно простую систему на текстовых файлах (как когда-то обещал Aksionу). Или доделать ту же гостевую или движок личного архива (хотя сначала нужно посмотреть, возможно, под это имеет смысл задействовать какие-то из готовых CMS, созданных в IndieWeb, например, ту же Known, хоть она работает с СУБД).
Потом возникла мысль, как удобно хранить комментарии и записи в гостевой в текстовых файлах так, чтобы с одной стороны, не валить всё в один каталог, с другой, чтобы было просто извлекать и делать выборки по периодам. И что пароли, если нет БД, имеет смысл хранить в .htpasswd-файле, даже если проверка идёт на PHP, а не Позже напишу об этом в профблоге.
Ещё понял, что когда выпущу release IntB 3.05, нужно вернуться к работе над MLFW, и делать все последующие проекты на нём, не писать что-либо с нуля. И нашлось решение той проблемы, на которой я застрял летом — как переделать шаблонизатор так, чтобы передавать туда не класс вложенного шаблона, а файл с ним так, чтобы можно было использовать разные шаблонизаторы.
И последнее — стала проскакивать мысль снова попробовать полифазный сон: ставить будильник на утро, проводить час-другой в размышлениях и, возможно, медитации, потом засыпать снова, и уже отоспавшись нормально, приступать к реализации идей, которые утром приходят в голову.

Когда-то существовавшие идеи личного архива

4X_Pro
Продолжаю крутить в голове идею сайта-личного архива. Уже примерно сложилась в голове цельная картина, как всё должно быть. Только вот никак не могу решить, делать его на базе MLFW, либо же полностью с нуля. И до сих пор не написал ни строчки кода.
Решил поискать, нет ли чего подобного в англоязычном Интернете. Наткнулся на четыре разных проекта, существовавшие в первой половине 2010-х годов: ThinkUp, egoArchive, Memolane, Greplin. Но все они уже прекратили своё существование. Правда, делались они как коммерческие стартапы и централизованные платформы (и с рядом дополнительных функций, до которых я бы так просто не додумался, например, индексацией приложенных к сообщениям файлов для их более удобного поиска), тогда как в моём понимании личный архив обязательно должен быть либо self-hosted и с акцентом на сохранение данных и преодоление цифровой фрагментации, чтобы вся Сетевая жизнь была не разбросана по десятку площадок, а собрана в одном месте. Впрочем, недавно пришёл в голову более радикальный вариант: вместо Web-скрипта делать мобильное приложение. С одной стороны, это расширит целевую аудиторию, но с другой — это сделает архив личным, а не публичным, что несколько противоречит тому, что я хочу.

О бодрости и первой мысли дня

4X_Pro
Всё-таки если ложиться спать до трёх часов ночи, уровень бодрости на следующий день будет гораздо выше, чем обычно. Сегодня второй раз за эту неделю смог в этом убедиться! Реально встал, что называется, заряженным.
Ещё вспоминал, как раньше (в подростковом возрасте), первая мысль при пробуждении была о компьютерных играх, в которые буду сегодня играть. В более поздние годы, просыпаясь, крутил в голове замыслы и проекты, которые хочу реализовать. А потом в какой-то момент (кажется, после Выгорания 2007 года) утренние мысли сменились на «что там ещё в Интернете без меня успело напроисходить» и желанию поскорее выйти в Сеть и узнать это. Ну а дальше было как всегда: поток информации захватывал моё внимание, и день проходил в суете повседневности. И только очень изредка удавалось из этого вырваться.
Вообще, уже какой раз удивляюсь: вроде ничем важным не занят (а то и вовсе считаю, что ерундой маюсь), но если по каким-то причинам проведу хотя бы полдня не так, как обычно, то сразу возникает ощущение отставания от жизни, «ничего не успеваю».

Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.