Портрет 4X_Pro
Был в Сети сегодня, 03:14
Мультиблог
4X_Pro
Записки лишнего человека

Личная эффективность

Правило трех

4X_Pro
Кажется, я нашел систему управления временем, которая работает даже при моем очень специфическом образе жизни и системе ценностей. На нее меня натолкнула статья о «правиле трех» Джереми Андерберга. Суть ее заключается в следующем: на каждый день нужно задавать себе вопрос «какие существуют три задачи, выполнив которые, я смогу считать что день прожит не зря?». Причем это могут быть не только важные дела в общепринятом понимании, но и те или иные виды отдыха. Например, на сегодня (вернее, уже вчера) я наметил такие: съездить на Воробевы горы (давно собирался), описать это в блоге и выложить фото, и написать заметку, которую вы сейчас читаете. В отдельных случаях допустимо сокращать список до одного или двух пунктов, если они занимают весь день.
Второй важный момент — это когда заниматься планированием. Есть два варианта: либо утром, сразу после пробуждения, до выхода в Интернет, либо вечером предыдущего дня. Преимущество второго варианта — можно совместить с подведением итогов прожитого дня и зафиксировать задачи на бумаге. Если же по каким-то причинам задачу выполнить не удалось, задавать себе вопрос, актуальна ли она еще, и, если да, переносить на следующий день. (Можно ввести ограничение на максимальное число переносов.)
На данный момент пользуюсь этой системой уже две недели, и в целом замечаю определенный рост продуктивности.

Быстрое переключение между вкладками в Chrome Mobile

4X_Pro
Недавно узнал, что в Chrome для мобильных устройств есть несколько жестов для переключения между вкладками. Так, движение пальцем по адресной строке влево или вправо позволяет сразу, не открывая список, переключиться на предыдущую или следующую вкладки. Движение по адресной строке вниз — открыть список вкладок.
К сожалению, в мобильных версиях Opera этот трюк не работает. Если знаете, как включить, пишите в комментариях.

Управление креативностью

4X_Pro
Некоторое время назад я поднимал вопрос о том, всегда ли новая информация полезна. Недавно я вернулся к этому вопросу, из-за того, что прочитал книгу «Креативный класс» Р. Флориды. В книге утверждалось, что одним из необходимых условий для проявления креативности является наличие максимально разнообразных стимулов в окружении: и зрительных, и звуковых, и сенсорных, и прочих. И мои собственные наблюдения тоже это подтверждают: не раз замечал, что новые, неожиданные идеи возникают у меня как раз после получения новых эмоционально насыщенных впечатлений.
Но есть и второе необходимое условие, которому в книге почти не было уделено внимания. Кроме потока информации и впечатлений, нужно еще свободное время, чтобы их осмыслить, переработать, и уже на основании этого придумать что-то свое. Именно в такие моменты свободных размышлений и приходит озарение, складывается та самая целостная картина, о которой я писал в заметке «О хочу и надо», которая затем мотивирует реализовать задуманное, воплотить его в жизнь. Если же такой возможности нет, если поток поглощает все время, то даже если возникнет стоящая идея, ее просто не получится толком осознать и сформулировать.
Когда же наступает время воплощения замысла, ситуация меняется. Становится важным максимально сосредоточиться на нем, чтобы не потерять то целостное осознание, о котором говорилось выше, и мотивацию на его воплощение. И в этом случае лишний информационный поток нужно отсечь, оставив разве что только то, что непосредственно имеет отношение к задуманному. Однако и тут важно не переусердствовать, в частности, уметь отслеживать ситуации, когда накапливается усталость или информационный голод или же наступает «тупик», когда непонятно, как решать ту или иную задачу, и требуется свежий взгляд и новые идеи.
Кроме того, важно учитывать еще и суточный ритм: утро больше подходит для реализации идей, действий по плану, вечер — для их генерации, творческих поисков.
Исходя из вышесказанного, нужно осознанно чередовать два режима:
  1. Режим креативности — поздний подъем, максимум спонтанности, готовность пробовать новое, насыщенный впечатлениями день, свободное время вечером или ночью для размышлений. В этом режиме вполне уместно также применять упражнения, описанные в книге М. Зденек «Развитие правого полушария».
  2. Режим реализации — ранний подъем, высокий уровень самодисциплины, планомерная работа над задуманным, ограничение информационного потока. Вечер — время для спокойного отдыха: прогулок, несложных физических упражнений и т.п. Еще будут полезны различные техники визуализации прогресса, движения к цели. Только в этом режиме имеет смысл использовать тайм-менеджмент (если он вам вообще подходит).
И самое главное — не застревать слишком надолго ни в одном из них. (В свое время я не раз совершал подобную ошибку, когда закончив реализацию одного замысла, пытался сразу же взяться за другой, который по каким-то причинам был вынужден отложить прежде, не удовлетворив возникшего за это время голода по информации и впечатлениям. Ничего хорошего из этого не получалось.)
В заключение скажу, что буду рад любым дополнениям по поводу того, как сделать каждый из режимов эффективнее. А если вы используете какую-то другую систему для управления своей креативностью, тоже поделитесь, будет интересно узнать.

Оценочная шкала как средство мотивации

4X_Pro
Когда-то я весьма скептично относился к идее визуализации собственного прогресса. Считал, что все показатели можно легко представить в уме, а изображать их в явном наглядном виде — это напрасная трата времени. Но в последнее время занимаясь настройкой своих сайтов, уже который раз сталкиваюсь с тем, что стоит найти простую и однозначную шкалу оценки какого-либо показателя сайта (например, оценку настройки почтового сервера или SSL или показателей скорости загрузки), как тут же появляется мощная мотивация настроить все так, чтобы добиться по этой шкале значений, близких к максимальным. В то время как без этой шкалы у меня либо вообще не хватило бы мотивации сделать что-то, либо я ограничился минимумом действий.
Возникла мысль, что такой способ мотивации можно применять и в других делах (по крайней мере, тем, у кого, как и у меня, 3 уровень ТУАИ в ценностях). Вопрос только в том, как делать такие шкалы, да еще и с автоматизированным подсчетом.

Как быстро переслать текст с одного устройства на другое

4X_Pro
Достаточно часто требуется скопировать какой-нибудь небольшой объем текста с телефона или планшета на компьютер или обратно. Есть специальные приложения для этого, типа EverNote, но я так и не смог приучить себя ими пользоваться. Задействовать каждый раз такие тяжеловесные средства как Яндекс.Диск или Google.Docs тоже неудобно — слишком много лишних операций.
Недавно подсказали простой способ: послать нужный текст самому себе через Telegram или ВКонтакте. В Telegram для этого есть специальный контакт «Избранное» (если нет, то можно начать чат с собой, указав логин). Во ВКонтакте начать переписку с собой чуть сложнее: нужно найти себя в списке друзей у кого-либо из своих друзей или подписчиков, и нажать расположенную рядом с аватаром кнопку «Написать сообщение». Или же перейти по ссылке https://vk.com/im?sel=вашИД, где вместо вашИД нужно подставить ваш числовой идентификатор пользователя (узнать его можно тут).

О «хочу», «надо» и «а вот надо бы»

4X_Pro
В последние дни наблюдаю за тем, как в моем сознании борются различные желания и устремления. И вдруг осознал, что их нужно делить не на две группы, как я думал раньше, а на три. Первые две — это «хочу» и «надо». С «хочу» все понятно: оно возникает тогда, когда в голове складывается яркая целостная картина того, что получится, если я реализую какой-то свой замысел. Именно этот яркий образ служит источником вдохновения и энергии на то, чтобы реализовать это желание. Самое лучшее, что можно сделать в этом случае — это немедленно приступить к выполнению. Или хотя бы записать/зарисовать в виде схемы ключевые моменты, чтобы вернуться позже, если такой возможности по каким-то причинам нет. «Надо»  относится к действиям, которые выполняются ради того, чтобы избежать каких-то неприятных последствий. Энергия на их выполнение появляется тогда, когда становится ясно, что эти негативные последствия реальны, серьезны, и никак не удастся их избежать.
Раньше я думал, что этими двумя видами мотивации все и ограничивается. Но наблюдая за собой, понял, что есть еще и третья группа. Более того, она самая многочисленная, самая противоречивая, и вызывающая больше всего прокрастинации и переживаний на тему «время идет, а дело стоит». У меня в голове в таких случаях используется формулировка «а вот надо бы». Чаще всего здесь оказываются задачи, которые либо возникли из перегоревших «хочу» (которых обычно хватает на два-три дня), либо являются промежуточными шагами на пути к каким-то бо́льшим целям (например, «а вот надо бы написать еще одну статью для моего блога, чтобы способствовать росту его популярности»). Также сюда попадают идеи, которые я взял откуда-то извне и на сознательном уровне оценил как хорошие, но на эмоциональном уровне оставившие меня совершенно равнодушным. Иными словами, отличие от истинного «надо», задачи из этой категории не имеют негативных последствий в случае неисполнения, но и не вызывают такого прилива сил и энергии, как «хочу».
И возникает вопрос: что же с этим «а вот надо бы» делать? Отбрасывать без всякой жалости, чтобы освободить место для «хочу»? Создавать негативные последствия искусствено, как советуют некоторые тренеры? Заставлять себя несмотря ни на что?  Или наоборот, откладывать до момента, когда в голове сложится целостное решение и «а вот надо бы» превратится в хочу»?
Долгое время я пытался идти по третьему пути. Но это крайне неэффективно: в этом случае только 20% сил расходуется на само дело, а остальное — на то, чтобы себя заставить его делать. Поэтому в последние годы переключился на четвертый вариант: просто откладываю задачу до того момента, пока не наступит то самое озарение, вызывающее состояние «хочу». Проблема только в одном: оно наступает редко и непредсказуемо, что лишает возможности что-либо планировать в своей жизни и приводит к распылению сил вместо концентрации на одной задаче. В результате, оглядываясь назад, вижу, что времени прошло много, а сделано весьма мало, что вызывает уныние.
Безусловно, самым эффективным было бы научиться «консервировать» состояние «хочу» и воспроизводить его сознательно по мере необходимости. Но увы, все мои попытки сделать это методами НЛП (якорение, работа с субмодальностями и т.п.) потерпели неудачу. Может быть, кто-то знает работающие методики?

Счастье и дисциплина — как совместить?

4X_Pro
В школьные и студенческие годы, когда еще только формировалась моя система убеждений и ценностей, я был уверен, что обязательным условием счастья является гармония с собой, отсутствие необходимости принуждать себя, заставлять делать, что делать не хочется, а также отсутствие четко фиксированных сроков, графиков и планов. А все должно делаться на основе внутренней мотивации, то есть либо из желания реализовать себя («делаю потому что не могу не делать»), либо из желания сделать мир лучше (например, решить какую-то свою проблему, а потом поделиться решением с окружающими).
Прошли годы, и у меня появилась возможность так жить. Но очень скоро обнаружилось, что одного только отсутствия планов и графиков для счастья недостаточно. Как минимум, нужно еще заниматься интересным делом, причем еще, желательно, таким, которое давало бы признание и одобрение окружающих. (С точки зрения психологии произошло следующее: оказалась удовлетворена базовая потребность по Маслоу — потребность в безопасности, в результате чего проявились потребности социального уровня и уровня самоактуализации.) И тут обнаружилась одна неприятная особенность: в условиях безлимитного Интернета и отсутствия внешнего «надо» делать что-то из соображения «хочу» получается не более двух-трех дней. Но к сожалению, в моем основном виде деятельности (Web-программирование) сделать за три дня неспешной работы что-то реально стоящее и значимое малореально.
В результате я оказался перед вопросом: как, с одной стороны, внести в свою жизнь элемент порядка и внутренней дисциплины чтобы двигаться по реке жизни в желаемом направлении, а не туда куда понесет очередным информационным потоком, с другой — не лишить себя при этом возможности наслаждаться красотой момента, получать удовольствие от жизни здесь и сейчас. И вот уже несколько лет я бьюсь над решением этой проблемы (которую усугубляет то, что никак не могу понять, что же более «мое» в жизни — программирование или типологии личности), но пока безрезультатно.
Поэтому у меня вопрос ко всем читателям: сталкивались ли вы с подобным, и если да, то как для себя этот вопрос решили?

Мета-навыки

4X_Pro
Уже давно задумываюсь над вопросом: а какие навыки в современном мире нужны любому человеку вне зависимости от его вида деятельности (за исключением разве что людей, живущих на природе и взаимодействующих с социумом по-минимуму)? И вот что получилось:
  1. «Гигиена сознания» — отслеживание обратной связи с самим собой: умение проверять истинность желаний, вовремя выявлять физический и эмоциональный дискомфорт и вытаскивать в сознание его причину.
  2. Критическое мышление и умение самостоятельно оценивать достоверность информации, а также самостоятельно собирать найденную информацию в целостную картину.
  3. Знание своих биоритмов и периодов максимальной эффективности, и умение их использовать должным образом. Сюда же можно отнести использование знание и использование своих ЭСП (эффективных состояний психики).
  4. Скорочтение и эффективное запоминание информации.
  5. Навык слепого быстрого набора на клавиатуре.
  6. Самоорганизация как умение систематически заниматься выбранной деятельностью.
  7. Умение вписываться в коллективную деятельность, а при необходимости и организовывать ее: ставить задачи и согласовывать роли.
  8. Способность аргументировано излагать свою точку зрения и убеждать в ней окружающих.
  9. Умение распознавать и нейтрализовывать конфликтные ситуации и психологические игры по Берну.
А вы какие навыки и умения считаете важными для всех?

Уровни амбициозности

4X_Pro
Если понаблюдать за людьми, то можно заметить, что у каждого человека есть свой уровень амбициозности, который можно измерить либо как долю от максимальных возможных баллов в какой-либо оценочной ситеме, либо как долю людей, которых можно превзойти, если речь идет о какой-то соревновательной деятельности.
Точнее, можно выделить даже два уровня: после первого уровня, после которого оценка своего результата меняется «плохо, не добился» на «достиг того, чего хотел», а на втором наступает состояние «все, мне достаточно», и на дальнейшую активность в этом направлении просто не хватает мотивации. Полагаю, такие уровни есть у каждого, просто не все осознают их до конца.
Стало интересно, от чего они зависят. На мой взгляд, влиять могут три фактора: обстоятельства рождения и ведущая матрица по Гроффу, установки, заданные при воспитании, и, возможно, некоторые типологии, в частности, положение Воли по психософии.
Еще, на мой взгляд, очень плохо то, что в современном мире человека не учат изучать себя, чтобы найти и почувствовать эти уровни, а внушают установку, что нельзя останавливаться на достигнутом, смещая тем самым эти уровни к 99.(9)% и превращая человека в вечно неудовлетворенное жизнью существо, для которого существует только первое место и все остальные.
Кстати, у меня самого эти уровни равны примерно 70% и 90%. А сможете ли назвать, каковы они у вас?

Все ли знания полезны?

4X_Pro
Недавно в очередной раз стал думать над тем, как тратить меньше времени в социальных сетях, не уходя из них полностью. В качестве возможного решения рассматривал вариант полностью скрыть ленту новостей, так как большую часть времени съедает именно ее регулярное навязчивое обновление. С другой стороны, вспомнил немало случаев, когда из нее узнавал много любопытной информации, которую вряд ли когда либо стал бы искать сам. Если вдуматься, то большая часть этой информации для меня бесполезна с практической точки зрения. Но изредка бывают случаи, когда информация из какой-то совершенно посторонней для меня области вдруг наводила на идею, помогала находить решение какой-либо вполне реально стоящей передо мной задачи.
Вообще, можно выделить две крайности: позицию Шерлока Холмса, который отсеивал всю информацию, не являющуюся для него практически полезной, в том числе и об устройстве Солнечной системы, и позицию энциклопедиста-всезнайки, который всю свою жизнь потратил на собирание знаний, но большая часть из них практически бесполезна. И возникает вопрос: как найти баланс между ними? Каково должно быть соотношение между шириной и глубиной знаний, чтобы не упускать возможности и идеи с одной стороны, и не отвлекаться от главных задач — с другой?

Страницы:
  • 1
  • 2
Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.