Портрет 4X_Pro
Был в Сети сегодня, 22:05
Мультиблог
4X_Pro
Записки лишнего человека

Личная эффективность

О «хочу», «надо» и «а вот надо бы»

4X_Pro
В последние дни наблюдаю за тем, как в моем сознании борются различные желания и устремления. И вдруг осознал, что их нужно делить не на две группы, как я думал раньше, а на три. Первые две — это «хочу» и «надо». С «хочу» все понятно: оно возникает тогда, когда в голове складывается яркая целостная картина того, что получится, если я реализую какой-то свой замысел. Именно этот яркий образ служит источником вдохновения и энергии на то, чтобы реализовать это желание. Самое лучшее, что можно сделать в этом случае — это немедленно приступить к выполнению. Или хотя бы записать/зарисовать в виде схемы ключевые моменты, чтобы вернуться позже, если такой возможности по каким-то причинам нет. «Надо» относится к действиям, которые выполняются ради того, чтобы избежать каких-то неприятных последствий. Энергия на их выполнение появляется тогда, когда становится ясно, что эти негативные последствия реальны, серьезны, и никак не удастся их избежать.
Раньше я думал, что этими двумя видами мотивации все и ограничивается. Но наблюдая за собой, понял, что есть еще и третья группа. Более того, она самая многочисленная, самая противоречивая, и вызывающая больше всего прокрастинации и переживаний на тему «время идет, а дело стоит». У меня в голове в таких случаях используется формулировка «а вот надо бы». Чаще всего здесь оказываются задачи, которые либо возникли из перегоревших «хочу» (которых обычно хватает на два-три дня), либо являются промежуточными шагами на пути к каким-то бо́льшим целям (например, «а вот надо бы написать еще одну статью для моего блога, чтобы способствовать росту его популярности»). Также сюда попадают идеи, которые я взял откуда-то извне и на сознательном уровне оценил как хорошие, но на эмоциональном уровне оставившие меня совершенно равнодушным. Иными словами, отличие от истинного «надо», задачи из этой категории не имеют негативных последствий в случае неисполнения, но и не вызывают такого прилива сил и энергии, как «хочу».
И возникает вопрос: что же с этим «а вот надо бы» делать? Отбрасывать без всякой жалости, чтобы освободить место для «хочу»? Создавать негативные последствия искусствено, как советуют некоторые тренеры? Заставлять себя несмотря ни на что? Или наоборот, откладывать до момента, когда в голове сложится целостное решение и «а вот надо бы» превратится в хочу»?
Долгое время я пытался идти по третьему пути. Но это крайне неэффективно: в этом случае только 20% сил расходуется на само дело, а остальное — на то, чтобы себя заставить его делать. Поэтому в последние годы переключился на четвертый вариант: просто откладываю задачу до того момента, пока не наступит то самое озарение, вызывающее состояние «хочу». Проблема только в одном: оно наступает редко и непредсказуемо, что лишает возможности что-либо планировать в своей жизни и приводит к распылению сил вместо концентрации на одной задаче. В результате, оглядываясь назад, вижу, что времени прошло много, а сделано весьма мало, что вызывает уныние.
Безусловно, самым эффективным было бы научиться «консервировать» состояние «хочу» и воспроизводить его сознательно по мере необходимости. Но увы, все мои попытки сделать это методами НЛП (якорение, работа с субмодальностями и т.п.) потерпели неудачу. Может быть, кто-то знает работающие методики?

Счастье и дисциплина — как совместить?

4X_Pro
В школьные и студенческие годы, когда еще только формировалась моя система убеждений и ценностей, я был уверен, что обязательным условием счастья является гармония с собой, отсутствие необходимости принуждать себя, заставлять делать, что делать не хочется, а также отсутствие четко фиксированных сроков, графиков и планов. А все должно делаться на основе внутренней мотивации, то есть либо из желания реализовать себя («делаю потому что не могу не делать»), либо из желания сделать мир лучше (например, решить какую-то свою проблему, а потом поделиться решением с окружающими).
Прошли годы, и у меня появилась возможность так жить. Но очень скоро обнаружилось, что одного только отсутствия планов и графиков для счастья недостаточно. Как минимум, нужно еще заниматься интересным делом, причем еще, желательно, таким, которое давало бы признание и одобрение окружающих. (С точки зрения психологии произошло следующее: оказалась удовлетворена базовая потребность по Маслоу — потребность в безопасности, в результате чего проявились потребности социального уровня и уровня самоактуализации.) И тут обнаружилась одна неприятная особенность: в условиях безлимитного Интернета и отсутствия внешнего «надо» делать что-то из соображения «хочу» получается не более двух-трех дней. Но к сожалению, в моем основном виде деятельности (Web-программирование) сделать за три дня неспешной работы что-то реально стоящее и значимое малореально.
В результате я оказался перед вопросом: как, с одной стороны, внести в свою жизнь элемент порядка и внутренней дисциплины чтобы двигаться по реке жизни в желаемом направлении, а не туда куда понесет очередным информационным потоком, с другой — не лишить себя при этом возможности наслаждаться красотой момента, получать удовольствие от жизни здесь и сейчас. И вот уже несколько лет я бьюсь над решением этой проблемы (которую усугубляет то, что никак не могу понять, что же более «мое» в жизни — программирование или типологии личности), но пока безрезультатно.
Поэтому у меня вопрос ко всем читателям: сталкивались ли вы с подобным, и если да, то как для себя этот вопрос решили?

Мета-навыки

4X_Pro
Уже давно задумываюсь над вопросом: а какие навыки в современном мире нужны любому человеку вне зависимости от его вида деятельности (за исключением разве что людей, живущих на природе и взаимодействующих с социумом по-минимуму)? И вот что получилось:
  1. «Гигиена сознания» — отслеживание обратной связи с самим собой: умение проверять истинность желаний, вовремя выявлять физический и эмоциональный дискомфорт и вытаскивать в сознание его причину.
  2. Критическое мышление и умение самостоятельно оценивать достоверность информации, а также самостоятельно собирать найденную информацию в целостную картину.
  3. Знание своих биоритмов и периодов максимальной эффективности, и умение их использовать должным образом. Сюда же можно отнести использование знание и использование своих ЭСП (эффективных состояний психики).
  4. Скорочтение и эффективное запоминание информации.
  5. Навык слепого быстрого набора на клавиатуре.
  6. Самоорганизация как умение систематически заниматься выбранной деятельностью.
  7. Умение вписываться в коллективную деятельность, а при необходимости и организовывать ее: ставить задачи и согласовывать роли.
  8. Способность аргументировано излагать свою точку зрения и убеждать в ней окружающих.
  9. Умение распознавать и нейтрализовывать конфликтные ситуации и психологические игры по Берну.
А вы какие навыки и умения считаете важными для всех?

Уровни амбициозности

4X_Pro
Если понаблюдать за людьми, то можно заметить, что у каждого человека есть свой уровень амбициозности, который можно измерить либо как долю от максимальных возможных баллов в какой-либо оценочной ситеме, либо как долю людей, которых можно превзойти, если речь идет о какой-то соревновательной деятельности.
Точнее, можно выделить даже два уровня: после первого уровня, после которого оценка своего результата меняется «плохо, не добился» на «достиг того, чего хотел», а на втором наступает состояние «все, мне достаточно», и на дальнейшую активность в этом направлении просто не хватает мотивации. Полагаю, такие уровни есть у каждого, просто не все осознают их до конца.
Стало интересно, от чего они зависят. На мой взгляд, влиять могут три фактора: обстоятельства рождения и ведущая матрица по Гроффу, установки, заданные при воспитании, и, возможно, некоторые типологии, в частности, положение Воли по психософии.
Еще, на мой взгляд, очень плохо то, что в современном мире человека не учат изучать себя, чтобы найти и почувствовать эти уровни, а внушают установку, что нельзя останавливаться на достигнутом, смещая тем самым эти уровни к 99.(9)% и превращая человека в вечно неудовлетворенное жизнью существо, для которого существует только первое место и все остальные.
Кстати, у меня самого эти уровни равны примерно 70% и 90%. А сможете ли назвать, каковы они у вас?

Все ли знания полезны?

4X_Pro
Недавно в очередной раз стал думать над тем, как тратить меньше времени в социальных сетях, не уходя из них полностью. В качестве возможного решения рассматривал вариант полностью скрыть ленту новостей, так как большую часть времени съедает именно ее регулярное навязчивое обновление. С другой стороны, вспомнил немало случаев, когда из нее узнавал много любопытной информации, которую вряд ли когда либо стал бы искать сам. Если вдуматься, то большая часть этой информации для меня бесполезна с практической точки зрения. Но изредка бывают случаи, когда информация из какой-то совершенно посторонней для меня области вдруг наводила на идею, помогала находить решение какой-либо вполне реально стоящей передо мной задачи.
Вообще, можно выделить две крайности: позицию Шерлока Холмса, который отсеивал всю информацию, не являющуюся для него практически полезной, в том числе и об устройстве Солнечной системы, и позицию энциклопедиста-всезнайки, который всю свою жизнь потратил на собирание знаний, но большая часть из них практически бесполезна. И возникает вопрос: как найти баланс между ними? Каково должно быть соотношение между шириной и глубиной знаний, чтобы не упускать возможности и идеи с одной стороны, и не отвлекаться от главных задач — с другой?

Об умении концентировать ресурсы

4X_Pro
Существует одно умение, важность которого я очень долго недооценивал. Это умение концентрировать силы и ресурсы на какой-либо одной задаче. Впервые я обратил внимание на это несколько лет назад, когда играл в онлайн-игру Travian. Там часто казалось, что нет никаких перспектив вырваться из отстающих, не хватает ресурсов на развитие и непонятно, откуда их взять. Но стоило отказаться от попыток развивать все и сразу, и сосредоточиться на некоторое время только на какой-то одной задаче, вкладывая в нее все доступные ресурсы (например, подготовке войск в одной из деревень или строительство только одной, но важной постройки высокого уровня), как все менялось. Во-первых, оказывалось, что ресурсов не так уж и мало. Во-вторых, появлялось ощущение движения, развития, что тут же увеличивало интерес к игре и удовлетворенность от нее. И в-третьих, достижение той цели, на которую копились ресурсы, приводило к качественному скачку, который мог дать больше ресурсов или возможностей (если, конечно, цель была выбрана правильно). То же самое я потом неоднократно наблюдал и в других играх: стоит сфокусироваться на какой-то узкой цели, как сразу наблюдалась положительная динамика, появлялись какие-то результаты.
Казалось бы, то же самое должно наблюдаться и в обычной жизни. Но увы, перенести в нее это умение из игр оказалось очень непростой задачей. Этому мешают три причины. Первая — в игре выбор производится полностью самостоятельно, практически без воздействий извне (кроме разве что общих указаний главы альянса или гайдов, написанных известными игроками). Тогда как в жизни современный человек живет в множестве информационных потоков и воздействий окружающих людей, каждый из которых пытается подтолкнуть его в какую-то определенную сторону. Вторая — в играх, как правило, существует простая и понятная система оценки достижений и результатов, а в жизни такой системы нет: то, что является достижением для одного, может ничего не значить для другого. И, наконец, третья, самая главная причина — это страх того, что если отказаться от той или иной возможности сейчас, то в дальнейшем она может не повториться.
А как у вас обстоит с этим умением? Применяете ли его осознанно? Сталкивались ли с описанными причинами, и что с ними делали?

Эффективные состояния психики

4X_Pro
Решил провести небольшое исследование — изучить эффективные состояния психики (ЭСП).
Что это такое? Это состояния, в которых становятся доступны какие-либо ресурсы психики, которые дают возможность гораздо эффективнее делать что-то по сравнению с обычным состоянием психики.
Цели исследования:
  • выявить все существующие ЭСП, описать их и составить классификацию;
  • научиться делать вход в ЭСП управляемым и осознанным, чтобы можно было использовать их по мере необходимости;
  • сделать возможным освоение новых, прежде недоступных ЭСП по чужим описаниям (возможно, с использованием методик НЛП и DHE).
Как принять участие?
Вспомнить ситуации, когда очень легко получалось что-то делать в плане работы или творчества, или же наоборот, быстро отдыхать и восстанавливаться и заполнить опросник, размещенный в следующем сообщении. Примеры описаний ЭСП можно посмотреть ниже.
Особенно хотелось бы получить описания состояний, которые дают возможность легко и эффективно писать текст на заданную тему (причем не обязательно художественный), выступать публично, а также вытягивать из своей памяти незначительные на первый взгляд подробности, позволяющие переосмыслить картину произошедшего в целом (условно это состояние можно было бы назвать «суперсыщик»).
Опросник для исследований:
  1. Придумайте название состоянию психики, про которое хотите рассказать или выделите его основную черту.
  2. Опишите его: укажите, что с вами происходит в нем, чем оно отличается от вашего основного состояния. При желании вы можете описывать его образно, используя метафоры или даже нарисовать в виде картинки или схемы.
  3. Как происходит вход в состояние? Какие для этого нужны условия и действия с вашей стороны?
  4. Какие возможности дает это состояние? Какие ресурсы психики становятся доступны?
  5. Как долго оно может длиться? Как и почему происходит выход из него? Что вы чувствуете после этого?
  6. Охарактеризуйте энергозатратность состояния: дает ли оно энергию, силы, или наоборот, забирает?
  7. Есть ли что-то в этом состоянии, что вам не нравится или вызывает дискомфорт?
  8. Помните ли вы то, как нашли в себе это состояние, попали в него первый раз? Если да, то расскажите, как это было.
  9. Что еще вы можете сказать об этом состоянии? Добавьте любую информацию, которую посчитаете важной.

О том, как возникают идеи

4X_Pro
Недавно в одном разговоре зашел спор о том, как генерируются идеи. Мой собеседник придерживался точки зрения, что главное — это "нацеленность на мышление", то есть своего рода дисциплина мышления, постановка себе цели что-то этакое придумать, и выделение под это времени, и тогда рано или поздно что-то придумается. Я же отстаивал другую точку зрения: идеи не рождаются сами по себе, они — всегда реакция на что-то: либо на новую ситуацию или жизненную задачу, либо на общение с другим человеком, либо на поток новой информации из книг. И для того, чтобы придумывать новое, нужно обеспечить интенсивный поток новой информации извне, что стимулирует мозг и заставляет работать его активнее. И существует еще третья точка зрения, вычитанная недавно мной в книге «Темперология» С. Кронина, согласно которой возможности по комбинации в новых варианта уже имеющегося зависят от развития ума (интеллекта в обычном понимании), а возможность придумывать принципиально новое — от развития разума, который отвечает за интуицию и возможность контакта с высшими силами. Причем эти показатели — две независимые шкалы.
Интересно было бы узнать, кому из присутствующих какая точка зрения ближе? И наблюдали ли вы за собой, что лично у вас способствует возникновению новых идей?

Три причины прокрастинации и как с ними бороться

4X_Pro
С прокрастинацией, думаю, в наше время так или иначе сталкивается почти каждый, кто занимается умственным трудом. Не стал исключением и я. И, наблюдая за собой, выделил три группы основных ее причин:
1. Внутренний конфликт. Внутренний конфликт происходит тогда, когда какая-то часть бессознательного по тем или иным причинам не согласна с решением, принятым сознанием. Чаще всего такое бывает, когда человек берется не за свои цели, соответствующие его способностям, потребностям и жизненной миссии, а за наведенные социумом, чаще всего из желания "быть не хуже других" или "добиться успеха". Бессознательное понимает, что на самом деле поставленная задача — это неразумная трата сил и либо не дает на нее жизненной энергии, либо постоянно переключает внимание на тчо-то другое. Второй вариант — цель истинная, но имеется конфликт приоритетов: какие-то желания и потребности с точки зрения бессознательного являются более приоритетными (хотя сознание может этого не признавать). Что с этим делать? Задаться вопросами: "А почему это для меня важно?", "Как и почему я захотел это сделать?", "Какой будет моя жизнь, когда я получу желаемое, не приведет ли это к изменениям меня самого?" (можно рассмотреть несколько ситуаций: сразу, через неделю, через пару месяцев и т.д.), "Есть ли что-то, что для меня важнее, чего я хотел бы больше?". Как правило, ответы на них помогут прояснить, является ли цель истинной, и следует ли идти к ней.
2. Не созревшая идея. Во многих случаях первая пришедшая в голову идея бывает далека от оптимального решения, и если броситься реализовывать ее сразу, то потом придется многое переделывать. Бессознательное это понимает, и противится столь неразумной трате энергии. Чтобы этого не было, идею нужно "вы́носить", то есть обдумать с разных сторон, рассмотреть различные варианты, пока не возникнет чувство "все, сложилось", не возникнет в голове предельно четкая и целостная картина (не знаю как другие, а я очень хорошо чувствую этот момент). Но для того, чтобы это вынашивание шло, идею нужно не просто придумать, а регулярно к ней возвращаться, что в условиях постоянного информационного шума может быть затруднительно. Очень помогает в этом случае сразу же записать/зарисовать придуманое на лист бумаги и повесить куда-либо на видное место, чтобы она попадалась на глаза несколько раз в день.
3. Недостаток знаний. По сути дела, это частный случай предыдущего пункта. Отсутствие тех или иных знаний, необходимых для решения задачи, порождает неуверенность, можно ли ее решить вообще, или является ли выбранный путь решения правильным. Это включает защитные механизмы психики, которые будут направлены на то, чтобы лишний раз не разочаровываться. В этом случае имеет смысл задать себе вопрос "Что порождает неуверенность, почему я боюсь начать это делать?", понять, какие знания необходимы, и разбить задачу на две: сначала — приобрести необходимые знания (и, возможно, попробовать их в более простых случаях), а потом уже приступить к решению основной задачи.
Надеюсь, эти простые советы помогут. Если кто-то выделил у себя какие-то еще причины прокрастинации — пишите в комментарии, а также способы борьбы с ними.

Конспекты

4X_Pro
Обычно когда я что-то изучал через Интернет, я не вел никаких записей. Просто не видел в этом смысла: зачем, если в любой момент можно открыть заново нужную страницу или видео и перечитать/пересмотреть нужный кусок.
Но недавно пришел к выводу, что все же конспекты вести следует. Причин здесь две: во-первых, они экономят время, поскольку найти несколько своих строк в тетради обычно гораздо быстрее, чем заново открывать нужную страницу или проматывать видео на компьютере (и тем более планшете). Во-вторых, при записи гораздо быстрее запоминается информация конкретно-справочного характера (например, имена классов и методов), тогда как при просмотре/прослушивании лекции внимание больше сосредоточено на понимании общих принципов работы, а конкретика часто запоминается плохо, и приходится заново искать ее тогда, когда наступает время применять знания на практике.
Вопрос только в том, как подобрать подходящий формат конспекта. Очевидно, что записывать все на отдельных листах — неудобно, будут теряться. Тетрадь тоже не подходит, поскольку в нее удобно писать только за столом. Наилучшим вариантом был бы какой-нибудь блокнот среднего размера, но у меня есть привычка изучать несколько совершенно разных тем одновременно, и непонятно, как структурировать в нем информацию в этом случае.
В общем, у меня вопрос ко всем: ведете ли вы какие-то конспекты при самостоятельном изучении, и если да, как структурируете в них информацию? И вообще, чувствуете ли пользу от этих конспектов?

Страницы:
Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.