Уровни удовольствий
Уже не раз писал, что одна из проблем нашего времени — это проблема избыточного выбора. И сейчас вспомнил про методику «Уровни удовольствия», найденную где-то в Instagram, которая позволяет рассортировать все ваши источники удовольствия по четырём уровням. Итак, сами уровни (начиная с самого высшего):
1. Активный поиск. Сюда попадает то, что вы предпочитаете другим занятиям, активно стремитесь к этому, выстраиваете свою жизнь так, чтобы иметь возможности заниматься этим регулярно. Этот уровень можно описать иначе: это то, что вы не можете не делать.
2. Вовлечение. Те виды удовольствий, к которым вы не стремитесь сами, но охотно включитесь, когда поступает предложение заняться ими извне, от кого-либо из вашего окружения. И при этом время, проведённое в таких удовольствиях, не будет впоследствии восприниматься как сожаление.
3. Волевые усилия. Здесь находятся те виды удовольствий, которые на начальном этапе требуют определённых усилий, чтобы заставить себя, но в итоге, оглядываясь назад, вы оказываетесь довольны сделанным. Классические примеры подобного — изучение чего-либо или спортивные тренировки.
4. Ложные удовольствия. Тут ситуация? полностью обратная предыдущему уровню: изначально это кажется удовольствием, но потом, оборачиваясь назад, вы по тем или иным причинам испытываете недовольство. Типичный пример нашего времени для большинства — это листание ленты в соцсетях.
Применять эту методику нужно так: составьте список, в котором вспомните как можно больше того, что было для вас источником удовольствия. Определите для каждого пункта, к какому из уровней он относится, отсортируйте пункты по уровням. Дальше — попробуйте провести кластеризацию, то есть выделить что-то общее у всех или хотя бы части пунктов одного уровня, понять, какое желание их объединяет. Например, в моём случае чтение фентези, фантастики и компьютерные игры жанра RPG объединились в «познание новых миров, не похожих на наш, существующих по иным законам», а «ускорение работы операционной системы» и «изучение обзоров компьютерной техники» — в «суметь сэкономить за счёт знаний, а не снижения качества результата». Выпишите по уровням все группы, которые получились, и поместите куда-нибудь на видное место.
Теперь, когда у вас вновь окажется выбор между несколькими вариантами, на что потратить своё время, задайте для каждого из них вопрос: а к какой из этих групп он относится, и к какому уровню. Честный ответ на этот вопрос позволит подойти к выбору более осознанно.
1. Активный поиск. Сюда попадает то, что вы предпочитаете другим занятиям, активно стремитесь к этому, выстраиваете свою жизнь так, чтобы иметь возможности заниматься этим регулярно. Этот уровень можно описать иначе: это то, что вы не можете не делать.
2. Вовлечение. Те виды удовольствий, к которым вы не стремитесь сами, но охотно включитесь, когда поступает предложение заняться ими извне, от кого-либо из вашего окружения. И при этом время, проведённое в таких удовольствиях, не будет впоследствии восприниматься как сожаление.
3. Волевые усилия. Здесь находятся те виды удовольствий, которые на начальном этапе требуют определённых усилий, чтобы заставить себя, но в итоге, оглядываясь назад, вы оказываетесь довольны сделанным. Классические примеры подобного — изучение чего-либо или спортивные тренировки.
4. Ложные удовольствия. Тут ситуация? полностью обратная предыдущему уровню: изначально это кажется удовольствием, но потом, оборачиваясь назад, вы по тем или иным причинам испытываете недовольство. Типичный пример нашего времени для большинства — это листание ленты в соцсетях.
Применять эту методику нужно так: составьте список, в котором вспомните как можно больше того, что было для вас источником удовольствия. Определите для каждого пункта, к какому из уровней он относится, отсортируйте пункты по уровням. Дальше — попробуйте провести кластеризацию, то есть выделить что-то общее у всех или хотя бы части пунктов одного уровня, понять, какое желание их объединяет. Например, в моём случае чтение фентези, фантастики и компьютерные игры жанра RPG объединились в «познание новых миров, не похожих на наш, существующих по иным законам», а «ускорение работы операционной системы» и «изучение обзоров компьютерной техники» — в «суметь сэкономить за счёт знаний, а не снижения качества результата». Выпишите по уровням все группы, которые получились, и поместите куда-нибудь на видное место.
Теперь, когда у вас вновь окажется выбор между несколькими вариантами, на что потратить своё время, задайте для каждого из них вопрос: а к какой из этих групп он относится, и к какому уровню. Честный ответ на этот вопрос позволит подойти к выбору более осознанно.