Уже не раз писал, что одна из проблем нашего времени — это проблема избыточного выбора. И сейчас вспомнил про методику «Уровни удовольствия», найденную где-то в Instagram, которая позволяет рассортировать все ваши источники удовольствия по четырём уровням. Итак, сами уровни (начиная с самого высшего):
1. Активный поиск. Сюда попадает то, что вы предпочитаете другим занятиям, активно стремитесь к этому, выстраиваете свою жизнь так, чтобы иметь возможности заниматься этим регулярно. Этот уровень можно описать иначе: это то, что вы не можете не делать.
2. Вовлечение. Те виды удовольствий, к которым вы не стремитесь сами, но охотно включитесь, когда поступает предложение заняться ими извне, от кого-либо из вашего окружения. И при этом время, проведённое в таких удовольствиях, не будет впоследствии восприниматься как сожаление.
3. Волевые усилия. Здесь находятся те виды удовольствий, которые на начальном этапе требуют определённых усилий, чтобы заставить себя, но в итоге, оглядываясь назад, вы оказываетесь довольны сделанным. Классические примеры подобного — изучение чего-либо или спортивные тренировки.
4. Ложные удовольствия. Тут ситуация? полностью обратная предыдущему уровню: изначально это кажется удовольствием, но потом, оборачиваясь назад, вы по тем или иным причинам испытываете недовольство. Типичный пример нашего времени для большинства — это листание ленты в соцсетях.
Применять эту методику нужно так: составьте список, в котором вспомните как можно больше того, что было для вас источником удовольствия. Определите для каждого пункта, к какому из уровней он относится, отсортируйте пункты по уровням. Дальше — попробуйте провести кластеризацию, то есть выделить что-то общее у всех или хотя бы части пунктов одного уровня, понять, какое желание их объединяет. Например, в моём случае чтение фентези, фантастики и компьютерные игры жанра RPG объединились в «познание новых миров, не похожих на наш, существующих по иным законам», а «ускорение работы операционной системы» и «изучение обзоров компьютерной техники» — в «суметь сэкономить за счёт знаний, а не снижения качества результата». Выпишите по уровням все группы, которые получились, и поместите куда-нибудь на видное место.
Теперь, когда у вас вновь окажется выбор между несколькими вариантами, на что потратить своё время, задайте для каждого из них вопрос: а к какой из этих групп он относится, и к какому уровню. Честный ответ на этот вопрос позволит подойти к выбору более осознанно.
Был в Сети 10 янв. 2025 г., 16:27
Кратко о себе: Web-разработчик. Пишу на PHP, Python, JavaScript. Знаю Ruby и Go, со студенческих времён более-менее помню C и asm. Специализируюсь на ускорении загрузки сайтов и разработке ботов для Telegram. Linuxоид (использую Debian+LXDE). Сторонник IndieWeb, slow lifer.
- Перово, Москва, Россия
- me@4xpro.ru
- x4_pro
- XXXXPro
Новости сайта в Telegram
t.me/4x_proЛичная эффективность
Управление креативностью
Некоторое время назад я поднимал вопрос о том, всегда ли новая информация полезна. Недавно я вернулся к этому вопросу, из-за того, что прочитал книгу «Креативный класс» Р. Флориды. В книге утверждалось, что одним из необходимых условий для проявления креативности является наличие максимально разнообразных стимулов в окружении: и зрительных, и звуковых, и сенсорных, и прочих. И мои собственные наблюдения тоже это подтверждают: не раз замечал, что новые, неожиданные идеи возникают у меня как раз после получения новых эмоционально насыщенных впечатлений.
Но есть и второе необходимое условие, которому в книге почти не было уделено внимания. Кроме потока информации и впечатлений, нужно еще свободное время, чтобы их осмыслить, переработать, и уже на основании этого придумать что-то свое. Именно в такие моменты свободных размышлений и приходит озарение, складывается та самая целостная картина, о которой я писал в заметке «О хочу и надо», которая затем мотивирует реализовать задуманное, воплотить его в жизнь. Если же такой возможности нет, если поток поглощает все время, то даже если возникнет стоящая идея, ее просто не получится толком осознать и сформулировать.
Когда же наступает время воплощения замысла, ситуация меняется. Становится важным максимально сосредоточиться на нем, чтобы не потерять то целостное осознание, о котором говорилось выше, и мотивацию на его воплощение. И в этом случае лишний информационный поток нужно отсечь, оставив разве что только то, что непосредственно имеет отношение к задуманному. Однако и тут важно не переусердствовать, в частности, уметь отслеживать ситуации, когда накапливается усталость или информационный голод или же наступает «тупик», когда непонятно, как решать ту или иную задачу, и требуется свежий взгляд и новые идеи.
Кроме того, важно учитывать еще и суточный ритм: утро больше подходит для реализации идей, действий по плану, вечер — для их генерации, творческих поисков.
Исходя из вышесказанного, нужно осознанно чередовать два режима:
В заключение скажу, что буду рад любым дополнениям по поводу того, как сделать каждый из режимов эффективнее. А если вы используете какую-то другую систему для управления своей креативностью, тоже поделитесь, будет интересно узнать.
Но есть и второе необходимое условие, которому в книге почти не было уделено внимания. Кроме потока информации и впечатлений, нужно еще свободное время, чтобы их осмыслить, переработать, и уже на основании этого придумать что-то свое. Именно в такие моменты свободных размышлений и приходит озарение, складывается та самая целостная картина, о которой я писал в заметке «О хочу и надо», которая затем мотивирует реализовать задуманное, воплотить его в жизнь. Если же такой возможности нет, если поток поглощает все время, то даже если возникнет стоящая идея, ее просто не получится толком осознать и сформулировать.
Когда же наступает время воплощения замысла, ситуация меняется. Становится важным максимально сосредоточиться на нем, чтобы не потерять то целостное осознание, о котором говорилось выше, и мотивацию на его воплощение. И в этом случае лишний информационный поток нужно отсечь, оставив разве что только то, что непосредственно имеет отношение к задуманному. Однако и тут важно не переусердствовать, в частности, уметь отслеживать ситуации, когда накапливается усталость или информационный голод или же наступает «тупик», когда непонятно, как решать ту или иную задачу, и требуется свежий взгляд и новые идеи.
Кроме того, важно учитывать еще и суточный ритм: утро больше подходит для реализации идей, действий по плану, вечер — для их генерации, творческих поисков.
Исходя из вышесказанного, нужно осознанно чередовать два режима:
- Режим креативности — поздний подъем, максимум спонтанности, готовность пробовать новое, насыщенный впечатлениями день, свободное время вечером или ночью для размышлений. В этом режиме вполне уместно также применять упражнения, описанные в книге М. Зденек «Развитие правого полушария».
- Режим реализации — ранний подъем, высокий уровень самодисциплины, планомерная работа над задуманным, ограничение информационного потока. Вечер — время для спокойного отдыха: прогулок, несложных физических упражнений и т.п. Еще будут полезны различные техники визуализации прогресса, движения к цели. Только в этом режиме имеет смысл использовать тайм-менеджмент (если он вам вообще подходит).
В заключение скажу, что буду рад любым дополнениям по поводу того, как сделать каждый из режимов эффективнее. А если вы используете какую-то другую систему для управления своей креативностью, тоже поделитесь, будет интересно узнать.
Оценочная шкала как средство мотивации
Когда-то я весьма скептично относился к идее визуализации собственного прогресса. Считал, что все показатели можно легко представить в уме, а изображать их в явном наглядном виде — это напрасная трата времени. Но в последнее время занимаясь настройкой своих сайтов, уже который раз сталкиваюсь с тем, что стоит найти простую и однозначную шкалу оценки какого-либо показателя сайта (например, оценку настройки почтового сервера или SSL или показателей скорости загрузки), как тут же появляется мощная мотивация настроить все так, чтобы добиться по этой шкале значений, близких к максимальным. В то время как без этой шкалы у меня либо вообще не хватило бы мотивации сделать что-то, либо я ограничился минимумом действий.
Возникла мысль, что такой способ мотивации можно применять и в других делах (по крайней мере, тем, у кого, как и у меня, 3 уровень ТУАИ в ценностях). Вопрос только в том, как делать такие шкалы, да еще и с автоматизированным подсчетом.
Возникла мысль, что такой способ мотивации можно применять и в других делах (по крайней мере, тем, у кого, как и у меня, 3 уровень ТУАИ в ценностях). Вопрос только в том, как делать такие шкалы, да еще и с автоматизированным подсчетом.
О «хочу», «надо» и «а вот надо бы»
В последние дни наблюдаю за тем, как в моем сознании борются различные желания и устремления. И вдруг осознал, что их нужно делить не на две группы, как я думал раньше, а на три. Первые две — это «хочу» и «надо». С «хочу» все понятно: оно возникает тогда, когда в голове складывается яркая целостная картина того, что получится, если я реализую какой-то свой замысел. Именно этот яркий образ служит источником вдохновения и энергии на то, чтобы реализовать это желание. Самое лучшее, что можно сделать в этом случае — это немедленно приступить к выполнению. Или хотя бы записать/зарисовать в виде схемы ключевые моменты, чтобы вернуться позже, если такой возможности по каким-то причинам нет. «Надо» относится к действиям, которые выполняются ради того, чтобы избежать каких-то неприятных последствий. Энергия на их выполнение появляется тогда, когда становится ясно, что эти негативные последствия реальны, серьезны, и никак не удастся их избежать.
Раньше я думал, что этими двумя видами мотивации все и ограничивается. Но наблюдая за собой, понял, что есть еще и третья группа. Более того, она самая многочисленная, самая противоречивая, и вызывающая больше всего прокрастинации и переживаний на тему «время идет, а дело стоит». У меня в голове в таких случаях используется формулировка «а вот надо бы». Чаще всего здесь оказываются задачи, которые либо возникли из перегоревших «хочу» (которых обычно хватает на два-три дня), либо являются промежуточными шагами на пути к каким-то бо́льшим целям (например, «а вот надо бы написать еще одну статью для моего блога, чтобы способствовать росту его популярности»). Также сюда попадают идеи, которые я взял откуда-то извне и на сознательном уровне оценил как хорошие, но на эмоциональном уровне оставившие меня совершенно равнодушным. Иными словами, отличие от истинного «надо», задачи из этой категории не имеют негативных последствий в случае неисполнения, но и не вызывают такого прилива сил и энергии, как «хочу».
И возникает вопрос: что же с этим «а вот надо бы» делать? Отбрасывать без всякой жалости, чтобы освободить место для «хочу»? Создавать негативные последствия искусствено, как советуют некоторые тренеры? Заставлять себя несмотря ни на что? Или наоборот, откладывать до момента, когда в голове сложится целостное решение и «а вот надо бы» превратится в хочу»?
Долгое время я пытался идти по третьему пути. Но это крайне неэффективно: в этом случае только 20% сил расходуется на само дело, а остальное — на то, чтобы себя заставить его делать. Поэтому в последние годы переключился на четвертый вариант: просто откладываю задачу до того момента, пока не наступит то самое озарение, вызывающее состояние «хочу». Проблема только в одном: оно наступает редко и непредсказуемо, что лишает возможности что-либо планировать в своей жизни и приводит к распылению сил вместо концентрации на одной задаче. В результате, оглядываясь назад, вижу, что времени прошло много, а сделано весьма мало, что вызывает уныние.
Безусловно, самым эффективным было бы научиться «консервировать» состояние «хочу» и воспроизводить его сознательно по мере необходимости. Но увы, все мои попытки сделать это методами НЛП (якорение, работа с субмодальностями и т.п.) потерпели неудачу. Может быть, кто-то знает работающие методики?
Раньше я думал, что этими двумя видами мотивации все и ограничивается. Но наблюдая за собой, понял, что есть еще и третья группа. Более того, она самая многочисленная, самая противоречивая, и вызывающая больше всего прокрастинации и переживаний на тему «время идет, а дело стоит». У меня в голове в таких случаях используется формулировка «а вот надо бы». Чаще всего здесь оказываются задачи, которые либо возникли из перегоревших «хочу» (которых обычно хватает на два-три дня), либо являются промежуточными шагами на пути к каким-то бо́льшим целям (например, «а вот надо бы написать еще одну статью для моего блога, чтобы способствовать росту его популярности»). Также сюда попадают идеи, которые я взял откуда-то извне и на сознательном уровне оценил как хорошие, но на эмоциональном уровне оставившие меня совершенно равнодушным. Иными словами, отличие от истинного «надо», задачи из этой категории не имеют негативных последствий в случае неисполнения, но и не вызывают такого прилива сил и энергии, как «хочу».
И возникает вопрос: что же с этим «а вот надо бы» делать? Отбрасывать без всякой жалости, чтобы освободить место для «хочу»? Создавать негативные последствия искусствено, как советуют некоторые тренеры? Заставлять себя несмотря ни на что? Или наоборот, откладывать до момента, когда в голове сложится целостное решение и «а вот надо бы» превратится в хочу»?
Долгое время я пытался идти по третьему пути. Но это крайне неэффективно: в этом случае только 20% сил расходуется на само дело, а остальное — на то, чтобы себя заставить его делать. Поэтому в последние годы переключился на четвертый вариант: просто откладываю задачу до того момента, пока не наступит то самое озарение, вызывающее состояние «хочу». Проблема только в одном: оно наступает редко и непредсказуемо, что лишает возможности что-либо планировать в своей жизни и приводит к распылению сил вместо концентрации на одной задаче. В результате, оглядываясь назад, вижу, что времени прошло много, а сделано весьма мало, что вызывает уныние.
Безусловно, самым эффективным было бы научиться «консервировать» состояние «хочу» и воспроизводить его сознательно по мере необходимости. Но увы, все мои попытки сделать это методами НЛП (якорение, работа с субмодальностями и т.п.) потерпели неудачу. Может быть, кто-то знает работающие методики?