Управление креативностью
Некоторое время назад я поднимал вопрос о том, всегда ли новая информация полезна. Недавно я вернулся к этому вопросу, из-за того, что прочитал книгу «Креативный класс» Р. Флориды. В книге утверждалось, что одним из необходимых условий для проявления креативности является наличие максимально разнообразных стимулов в окружении: и зрительных, и звуковых, и сенсорных, и прочих. И мои собственные наблюдения тоже это подтверждают: не раз замечал, что новые, неожиданные идеи возникают у меня как раз после получения новых эмоционально насыщенных впечатлений.
Но есть и второе необходимое условие, которому в книге почти не было уделено внимания. Кроме потока информации и впечатлений, нужно еще свободное время, чтобы их осмыслить, переработать, и уже на основании этого придумать что-то свое. Именно в такие моменты свободных размышлений и приходит озарение, складывается та самая целостная картина, о которой я писал в заметке «О хочу и надо», которая затем мотивирует реализовать задуманное, воплотить его в жизнь. Если же такой возможности нет, если поток поглощает все время, то даже если возникнет стоящая идея, ее просто не получится толком осознать и сформулировать.
Когда же наступает время воплощения замысла, ситуация меняется. Становится важным максимально сосредоточиться на нем, чтобы не потерять то целостное осознание, о котором говорилось выше, и мотивацию на его воплощение. И в этом случае лишний информационный поток нужно отсечь, оставив разве что только то, что непосредственно имеет отношение к задуманному. Однако и тут важно не переусердствовать, в частности, уметь отслеживать ситуации, когда накапливается усталость или информационный голод или же наступает «тупик», когда непонятно, как решать ту или иную задачу, и требуется свежий взгляд и новые идеи.
Кроме того, важно учитывать еще и суточный ритм: утро больше подходит для реализации идей, действий по плану, вечер — для их генерации, творческих поисков.
Исходя из вышесказанного, нужно осознанно чередовать два режима:
В заключение скажу, что буду рад любым дополнениям по поводу того, как сделать каждый из режимов эффективнее. А если вы используете какую-то другую систему для управления своей креативностью, тоже поделитесь, будет интересно узнать.
Но есть и второе необходимое условие, которому в книге почти не было уделено внимания. Кроме потока информации и впечатлений, нужно еще свободное время, чтобы их осмыслить, переработать, и уже на основании этого придумать что-то свое. Именно в такие моменты свободных размышлений и приходит озарение, складывается та самая целостная картина, о которой я писал в заметке «О хочу и надо», которая затем мотивирует реализовать задуманное, воплотить его в жизнь. Если же такой возможности нет, если поток поглощает все время, то даже если возникнет стоящая идея, ее просто не получится толком осознать и сформулировать.
Когда же наступает время воплощения замысла, ситуация меняется. Становится важным максимально сосредоточиться на нем, чтобы не потерять то целостное осознание, о котором говорилось выше, и мотивацию на его воплощение. И в этом случае лишний информационный поток нужно отсечь, оставив разве что только то, что непосредственно имеет отношение к задуманному. Однако и тут важно не переусердствовать, в частности, уметь отслеживать ситуации, когда накапливается усталость или информационный голод или же наступает «тупик», когда непонятно, как решать ту или иную задачу, и требуется свежий взгляд и новые идеи.
Кроме того, важно учитывать еще и суточный ритм: утро больше подходит для реализации идей, действий по плану, вечер — для их генерации, творческих поисков.
Исходя из вышесказанного, нужно осознанно чередовать два режима:
- Режим креативности — поздний подъем, максимум спонтанности, готовность пробовать новое, насыщенный впечатлениями день, свободное время вечером или ночью для размышлений. В этом режиме вполне уместно также применять упражнения, описанные в книге М. Зденек «Развитие правого полушария».
- Режим реализации — ранний подъем, высокий уровень самодисциплины, планомерная работа над задуманным, ограничение информационного потока. Вечер — время для спокойного отдыха: прогулок, несложных физических упражнений и т.п. Еще будут полезны различные техники визуализации прогресса, движения к цели. Только в этом режиме имеет смысл использовать тайм-менеджмент (если он вам вообще подходит).
В заключение скажу, что буду рад любым дополнениям по поводу того, как сделать каждый из режимов эффективнее. А если вы используете какую-то другую систему для управления своей креативностью, тоже поделитесь, будет интересно узнать.
1. Гораздо важнее заботиться насчёт ОБЩЕГО креативного потенциала сообществ (народа). Ведь тысячи креативщиков напридумывают больше, чем гений-одиночка. В этом смысле надо заботиться об интеллектуальном потенциале нации, уровне образования. В частности, искоренить любое пьянство (т.к. алкоголь убивает способность к творчеству).
2. В соционике есть идея циклов и взаимодополнений: креативщикам нужны помощники. Тогда воплощение идей пойдёт легче и быстрее. Помощник не обязан обладать сногсшибательной креативностью. Скорее наоборот.
3. Тут ещё можно подумать о технических средствах, помогающих творчеству.
Например,
• элементарная возможность "думать на бумаге" помогает освободить "ОЗУ" в бортовом компьютере.
• А голосовое воспроизведение текстов помогает сосредоточиться, и совмещать несколько информационных потоков: звуковой, зрительный, ментальный.