Портрет 4X_Pro
Был в Сети вчера, 23:37
Мультиблог
4X_Pro
Записки лишнего человека

Компьютерное

Yaml Form Generator -- простое и быстро создание форм для PHP

4X_Pro

В прошлом году, работая над одним проектом, задумался, сколько же времени уходит на то, чтобы сделать качественные формы: нужно сверстать форму на HTML, сделать валидацию формы на стороне клиента, а потом и на стороне сервера, а для некоторых типов данных выполнить еще ряд действий: преобразовать дату в Unix Timestamp и обратно, обработать ситуацию "снятый checkbox", проверить, что злоумышленник не добавил каких-то своих полей. Поскольку все эти действия весьма рутинны, и я задумался над тем, можно ли их как-то автоматизировать, причем так, чтобы форма целиком и полностью описывалась в одном месте.

Читать далее…

Как скрыть уведомления в Skype

4X_Pro
Не раз сталкивался с тем, что когда я вхожу в какой-то многолюдный групповой чат в Skype, постоянно появляющиеся уведомления о новых сообщениях очень мешают. Сегодня узнал, что существует возможность их отключить: нужно ввести в окно сообщения команду /alertsoff (аналогично IRC), и уведомления в панели задач перестанут появляться. Включить их обратно можно с помощью /alertson.
Кроме того, существуют команды для управления групповым чатом: /setrole логин MASTER (сделать админом, может выполнять только админ), /showmembers (показать права участников), /kick, /kickban и еще несколько.

Безопасное скачивание с сервера с сохранением имен файлов

4X_Pro

Занимаюсь сейчас разработкой форумного движка и столкнулся с необходимостью сделать возможность прикреплять к сообщениям файлы. Сама закачка файлов на сервер тривиальна, но нужно, во-первых, сделать так, чтобы при скачивании предлагалось то же самое имя файла, под которым его загрузили, во-вторых, чтобы файл могли скачать только те, у кого есть доступ в соответствующий раздел, то есть нельзя было бы угадать его по номеру.

Наиболее очевидный вариант — написать PHP-скрипт, который проверял бы ключ и потом отдавал файл через какой-нибудь fpassthorugh, мне не нравился: во-первых, долго писать обработку частичной докачки, во-вторых, есть шансы превысить лимиты по времени выполнения и памяти. Стал искать способ, как обойтись средствами самого Apache. В принципе, это было бы не особо сложно, если бы не необходимость выдавать файлы под теми же именами, под которыми их и закачивали. Очевидно, что хранить файлы на сервере под этими именами, неприемлемо: во-первых, пользователи часто используют имена файлов кириллицей, что может породить массу проблем при не настроенной локали и переносе сайта с одного сервера на другой, во-вторых, возможны проблемы с безопасностью.

И оказалось, что эту проблему очень легко можно решить следующим образом: при закачке для каждого файла генерируется номер, под которым он сохраняется в базу, и уникальный ключ (MD5-хеш от ряда параметров и случайного числа). Файл сохраняется под именем номер-ключ.dat, и на него дается ссылка вот такого вида: /files/номер-ключ/имя_файла_при_загрузке. А дальше с помощью mod_rewrite задается следующее правило:

RewriteRule ^downloads/(\d+\-[0-9a-z]+)/.+$ downloads/$1.dat [L]

В результате с точки зрения броузера ключ является именем каталога, поэтому при сохранении на компьютер пользователя он отбрасывается, а на сервере наоборот, отбрасывается загрузочное имя файла, и поиск идет по номеру и ключу (соответственно, если ключ будет неправильный, сервер выдаст самую обычную ошибку 404). Также обеспечивается защита от выполнения загруженных PHP-файлов или каких-либо других скриптов.

Почему Яндекс не индексирует сайт

4X_Pro

Иногда при создании сайта бывает так, что вроде бы и контент полезный и уникальный, и сайт сделан качественно, однако поисковые системы (особенно Яндекс) не хотят его индексировать. Отчего такое может быть? Скорее всего, на сайте есть проблемы технического характера, которые с пользовательской точки зрения не видны. Далее будут описаны некоторые наиболее типичные проблемы, из-за которых сайт может не индексироваться.

Читать далее…

Говорящий скрипт на WSH

4X_Pro
Недавно узнал, что с помощью WSH можно буквально в несколько строчек кода научить компьютер произносить ту или иную фразу с помощью Microsoft Speech API (SAPI), что может быть полезно, например, для того, чтобы сообщить о завершении выполнения. Делается это примерно так:
var V=new ActiveXObject('SAPI.SpVoice'); // создаем объект SAPI
V.Speak('All done!'); // метод Speak произносит нужный текст.
К сожалению, по умолчанию в Windows не установлено голосов, поддерживающих русский язык, поэтому придется либо писать текст транслитом (и произноситься он будет с весьма смешным акцентом), либо искать и ставить их самостоятельно.
Выбрать другой голос можно с помощью следующего кода:
var voices=V.GetVoices(); // получаем список доступных голосов
if (voices[1]) V.Voice=voices[1]; // если установлен голос с номером 1, будем использовать его

Масштабирование широкого сайта для низких разрешений экрана

4X_Pro

Однажды столкнулся с дизайном, который был сделан так, что минимальная ширина составляла около 1350 пикселей. Естественно, на экранах с разрешением 1280px и ниже он не влезал по ширине, что не устраивало заказчика, при этом на вариант с переменной шириной, где меню и некоторые другие элементы выводились бы в две строки, заказчик также не соглашался. Пришлось воспользоваться масштабированием с помощью свойства CSS 3 transform: scale, сделав небольшой Javascript, который рассчитывал необходимый масштаб:

Читать далее…

Как увеличить время работы телефона с Android

4X_Pro

Некоторое время назад решил заняться настройками своего телефона на Android (Sony Ericsson Neo V) для того, чтобы увеличить время работы без подзарядки. Удалось достичь весьма неплохих результатов: вместо двух суток работы в режиме ожидания телефон стал выдерживать пять-шесть дней (при условии переключения на ночь в полетный режим), и решил описать, как я этого добился. Читать далее…

Настройка suexec под Debian

4X_Pro

Недавно потребовалось на своем VDS с Debian 7 создать отдельного пользователя и предусмотреть для него возможность запуска скриптов от его имени. Как выяснилось, это не особо сложно:

Читать далее…

SEO для форума: участие в конкурсе

4X_Pro

Решил поучаствовать в конкурсе на форуме WebMasters и написал статью по теме "SEO для форумов", собрав в одно место все свои идеи по улучшению форумов с точки зрения SEO. К сожалению, по правилам конкурса копирование статьи запрещается, поэтому приходится ограничиться ссылкой.

UPD: по итогам конкурса занял 14-ое место (всего призовыми являются первые пятнадцать) и выиграл 50 WMZ.

Инструменты для оптимизации скорости загрузки сайта

4X_Pro
Недавно узнал о нескольких полезных сервисах, которые могут помочь при оптимизации скорости загрузки сайта. Вот они:
  • CSS Sprites Generator — отличный генератор CSS-спрайтов (то есть файлов изображений, которые объединяют в себе несколько фоновых картинок для уменьшения количества обращений к Web-серверу). Поддерживает форматы GIF, JPEG, PNG, позволяет задавать отступы между спрайтами. Имеется собственная API. Единственный недостаток — нет возможности задать горизонтальное расположение картинок в спрайте вместо вертикального.
  • TinyPNG — онлайн-сервис преобразование полноцветных PNG в 8-битные с минимальной потерей качества изображений. Во многих случаях позволяет уменьшить размер файлов на 60-70%. Также доступна собственная API.
  • WebPageTest — измерение скорости загрузки Web-страницы с построением графиков загрузки файлов, измерением времени первой отрисовки, события DomContentReady, полной загрузки. Есть возможность измерения для различных броузеров и различных местоположений.

В частности, эти инструменты пригодились при оптимизации сайта Островные павильоны.


Страницы:
Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.