Как раскрутить форум
Все форумы можно разделить на две категории: куда приходят за решением проблем (например, SEO-форум или форум поддержки программного продутка) и куда приходят за общением. Но деление это достаточно условное, и на самом деле на любом форуме есть обе составляющие, но какая-то одна преобладает. Но в зависимости от того, какая важнее для владельца форума, часть способов раскрутки может и не подходить.
В частности, на мой взгляд, идеальная раскрутка форума выглядит следующим образом:
- Еще до пуска форума собрать команду из 5-6 действительно заинтересованных в форуме человек. Набрать их можно, например, на уже сложившихся старых форумов, но искать следует среди относительно новых активных участников, набравших примерно по 50-100 сообщений. С одной стороны, по этому количеству можно определить и уровень знаний, и характер общения человека, с другой — такой человек, скорее всего, пока еще не сильно привязан к старому форуму и его будет легко убедить, что новый форум — это новые возможности, и там он сможет добиться гораздо большего.
- Продумать что будет делать форум уникальным, отличающимся от других, служить объединяющим фактором, движущей идеей, создавать "лицо" форума, если так можно выразиться. (Например, на HabraHabr.Ru это специфичная лексика.)
- Продумать структуру форума таким образом, чтобы и новичку, и разбирающемуся было легко сориентироваться, продумать вводный текст на главной или что-нибудь подобное.
- Заняться начальным наполнением форума. Для форумов первого типа — это различные FAQ по вопросам новичков, подборки полезных программ/ресурсов и т.п., а также примеры того, как вы сами решали те или иные нетривиальные проблемы (формат примерно такой же, как в блоговых записях). Для форумов второго типа — можно создать темы типа "расскажите о себе", "давайте выложим свои фотографии" и т.п., а также несколько тем с форумными играми. (Вот небольшая подборка форумных игр.) Можно также создать ряд провокационных тем, но только в том случае, если уверены, что сможете удержать ситуацию под контролем: не допустить ругани и перехода на личности. Причем начальным заполнением должен заниматься не только владелец/администратор, но и все члены команды, которая была набрана в пункте 1.
- Настроить форум так, чтобы по умолчанию была выставлена галочка "Подписаться на тему" (но при этом у пользователя была бы возможность ее снять), это позволит не терять пользователей из-за того, что они просто не дождались ответа. Иначе часто получается следующее: пользователь задает вопрос, потом уходит с форума, не дождавшись ответа (так как тем мало и делать там особо нечего), а потом уже не возвращается просто потому что не знает, что ему ответили.
- На начальном этапе формальные правила форума с пунктами лучше не писать, а вместо них сформулировать пожелания к стилю общения на форуме. Подробнее об этом писалось в отдельном сообщении о правилах в сообществе.
- Пуск форума. Тут и начинается самое сложное: не просто привлечь посетителя, а сделать так, чтобы он на форум начал возвращаться. Добиться этого можно двумя способами: первый — это грамотная и подробная консультация пользователя по заданному им вопросу (для форума первого типа), так, чтобы у пользователя сложилось впечатление "тут сидят действительно профессионалы, способные помочь", второй — это общение в личке (больше подходит для форумов второго типа). То есть пришел человек, написал что-то на форуме, дальше на связь с ним (не обязательно даже на форуме, на начальном этапе можно и в Skype или ICQ) выходит кто-то из команды форума, чья цель — просто разговорить человека, создать у него впечатление, что вот, на форуме таком-то есть хорошие и душевные люди, с которыми интересно. В большинстве случаев, именно после этого человек начинает не просто отписываться в уже существующие темы, но и сам создавать новые и быть активным участником форума. Так нужно набрать ядро где-то 40-50 человек.
После этого форум, как правило, выходит на самоподдерживающийся уровень, когда создаваемые рядовыми участниками способны поддерживать его активность и интересность без слишком больших усилий со стороны администрации. Но это не означает, что форум можно оставить без внимания: нужно отслеживать, чтобы эта активность не затухала, а также отслеживать атмосферу на форуме, не допуская конфликтов, троллинга и тому подобных негативных явлений.
Для лучшего понимания происходящего на форуме рекомендую также прочесть старые сообщения по теме: "Типичные ошибки при создании форума" и "Математические показатели развития форума".