Как раскрутить форум

Все форумы можно разделить на две категории: куда приходят за решением проблем (например, SEO-форум или форум поддержки программного продутка) и куда приходят за общением. Но деление это достаточно условное, и на самом деле на любом форуме есть обе составляющие, но какая-то одна преобладает. Но в зависимости от того, какая важнее для владельца форума, часть способов раскрутки может и не подходить.

В частности, на мой взгляд, идеальная раскрутка форума выглядит следующим образом:


  1. Еще до пуска форума собрать команду из 5-6 действительно заинтересованных в форуме человек. Набрать их можно, например, на уже сложившихся старых форумов, но искать следует среди относительно новых активных участников, набравших примерно по 50-100 сообщений.  С одной стороны, по этому количеству можно определить и уровень знаний, и характер общения человека, с другой — такой человек, скорее всего, пока еще не сильно привязан к старому форуму и его будет легко убедить, что новый форум — это новые возможности, и там он сможет добиться гораздо большего.
  2. Продумать что будет делать форум уникальным, отличающимся от других, служить объединяющим фактором, движущей идеей, создавать "лицо" форума, если так можно выразиться. (Например, на HabraHabr.Ru это специфичная лексика.)
  3. Продумать структуру форума таким образом, чтобы и новичку, и разбирающемуся было легко сориентироваться, продумать вводный текст на главной или что-нибудь подобное.
  4. Заняться начальным наполнением форума. Для форумов первого типа — это различные FAQ по вопросам новичков, подборки полезных программ/ресурсов и т.п., а также примеры того, как вы сами решали те или иные нетривиальные проблемы (формат примерно такой же, как в блоговых записях). Для форумов второго типа — можно создать темы типа "расскажите о себе", "давайте выложим свои фотографии" и т.п., а также несколько тем с форумными играми. (Вот небольшая подборка форумных игр.) Можно также создать ряд провокационных тем, но только в том случае, если уверены, что сможете удержать ситуацию под контролем: не допустить ругани и перехода на личности. Причем начальным заполнением должен заниматься не только владелец/администратор, но и все члены команды, которая была набрана в пункте 1.
  5. Настроить форум так, чтобы по умолчанию была выставлена галочка "Подписаться на тему" (но при этом у пользователя была бы возможность ее снять), это позволит не терять пользователей из-за того, что они просто не дождались ответа. Иначе часто получается следующее: пользователь задает вопрос, потом уходит с форума, не дождавшись ответа (так как тем мало и делать там особо нечего), а потом уже не возвращается просто потому что не знает, что ему ответили.
  6. На начальном этапе формальные правила форума с пунктами лучше не писать, а вместо них сформулировать пожелания  к стилю общения на форуме. Подробнее об этом писалось в отдельном сообщении о правилах в сообществе.
  7. Пуск форума. Тут и начинается самое сложное: не просто привлечь посетителя, а сделать так, чтобы он на форум начал возвращаться. Добиться этого можно двумя способами: первый — это грамотная и подробная консультация пользователя по заданному им вопросу (для форума первого типа), так, чтобы у пользователя сложилось впечатление "тут сидят действительно профессионалы, способные помочь", второй — это общение в личке (больше подходит для форумов второго типа). То есть пришел человек, написал что-то на форуме, дальше на связь с ним (не обязательно даже на форуме, на начальном этапе можно и в Skype или ICQ) выходит кто-то из команды форума, чья цель — просто разговорить человека, создать у него впечатление, что вот, на форуме таком-то есть хорошие и душевные люди, с которыми интересно. В большинстве случаев, именно после этого человек начинает не просто отписываться в уже существующие темы, но и сам создавать новые и быть активным участником форума. Так нужно набрать ядро где-то 40-50 человек.

После этого форум, как правило, выходит на самоподдерживающийся уровень, когда создаваемые рядовыми участниками способны поддерживать его активность и интересность без слишком больших усилий со стороны администрации. Но это не означает, что форум можно оставить без внимания: нужно отслеживать, чтобы эта активность не затухала, а также отслеживать атмосферу на форуме, не допуская конфликтов, троллинга и тому подобных негативных явлений.

Для лучшего понимания происходящего на форуме рекомендую также прочесть старые сообщения по теме: "Типичные ошибки при создании форума" и "Математические показатели развития форума".