Создание форума и его раскрутка: типичные ошибки

Многим владельцам сайтов рано или поздно приходит идея создать при сайте форум. Преимущества форума очевидны: дополнительная информация для пользователей, формирование круга постоянных посетителей сайта, продвижение по низкочастотным запросам. Но чтобы все это реально сработало, форум должен не просто быть на сайте, он должен еще и жить. Но раскрутить и сделать форум живым не так-то просто, и тут начинающие администраторы часто допускают ошибки.

Но сначала определимся, зачем вообще люди ходят на форум. Как показывают наблюдения, основных целей бывает три: получитьответ на какой-то вопрос, пообщаться и развлечься. Причем в любом живом форуме есть все три составляющих, но в зависимости от тематики их соотношение может очень сильно различаться. Далее речь пойдет в основном, о форумах, куда ходят за ответами.

Первая и самая распространенная ошибка — считать, что достаточно просто создать форум, и пользователи сами начнут на него писать.  В большинстве случаев это не так: пустой форум отпугивает людей, так как они не знают, чего от него ждать, и есть ли на нем кто живой вообще. Поэтому нужно не просто создать форум, но и начать его активно наполнять, причем наполнять так, чтобы возникало желание не пройти мимо, а высказаться.

Способов начального наполнения есть несколько. Самый очевидный — зарегистрировать нескольких пользователей и от их имени начать задавать вопросы, на которые потом отвечать от своего. В принципе, ничего плохого в этом нет, но если таких тем будет много, то станет ясно, что пишет один и тот же человек, что явно не способствует росту доверия. Поэтому лучше сделать так: выбрать наиболее типичные вопросы и сделать приклеенную тему, в которой разместить ответы на них, этакий мини-FAQ. И уже вдобавок к этому создать несколько тем от имени других пользователей с редкими или необычными ситуациями. Другой способ — провокативные темы (например, политика, разнообразные holy wars типа Intel vs AMD, Linux vs Windows и т.п.) Третий вариант — различные опросы на тему того, кто что предпочитает и почему. Хотя особой пользы от таких тем нет, но зачастую именно они побуждают пользователя зарегистрироваться и написать первое сообщение.

Вторая ошибка — слишком большое количество разделов. На начальном этапе это совершенно не нужно, так как поддерживать их все в живом состоянии достаточно затруднительно, а в разделы где последнее сообщение было несколько месяцев назад многие пользователи просто не пойдут. Поэтому на начальном этапе имеет смысл создать от 2-4 раздела по общим направлениям (например, для компьютерного форума — "Софт", "Железо" и "Программирование"), а уже потом, по мере развития и наполнения форума производить их реорганизацию, разбивая на подразделы. Так же пв настройках форума для новых посетителей по умолчанию нужно поставить "показывать темы за все время" (а не 30 дней, как это выставлено в некоторых движках).

Третья ошибка — показ прикрепленных файлов только зарегистрированным пользователям. Человек, который пришел из поисковой системы только ради того, чтобы скачать файл, даже зарегистрировавшись, вряд ли на форуме останется, а вот раздражение ему обеспечено. Не стоит вызывать у пользователя негативные эмоции!

И наконец, четвертая ошибка — поиск модераторов. Это отдельная большая тема, про которую еще будет отдельное сообщение, а пока ограничусь советом не впадать в крайности: ни занимать позицию "модераторы не нужны, один со всем справлюсь", ни предлагать модераторство каждому встречному, который обладает хоть какими-то знаниями в соответствующей области.