Третье фундаментальное противоречие
Сегодня во втором настолочном чате состоялась очень интересная дискуссия, в ходе которой я осознал глобальное противоречие №3 в своей системе мировоззрения (нет, я не ошибся с нумерацией, противоречие №2 существует, и я как раз вчера хотел его описать, но так и не собрался).
Если конкретно, я отстаивал следующую позицию: неправильно, когда цель начинает изменять личность, заставляя ее делать то, что ей не свойственно. Тогда как на самом деле должно быть все в точности наоборот: личные качества и склонности должны определять цели, за которые берется человек. И, соответственно, как только цели начинают требовать делать то, что вызывает внутреннее неприятие, противоречит личностным качествам или системе ценностей, в жертву должны приноситься именно цели, а не все вышеперечисленное.
Оппонент же считал, что изменение и преодоление личностных ограничений — это путь к росту, и указал на то, что во всех восточных учениях конечной целью является именно стирание личности вообще. Для меня эта идея полностью чужда, и на этом мы и разошлись.
Чуть позже разговор вернулся к теме покупок и статуса (с которого все и начиналось). Как обычно, я писал о том, что делать покупки ради статуса и повышения своей ценности — это неправильно, и вообще проявления «рангового инстинкта» и должно всячески ограничиваться человеческим началом, то есть культурой. Оппонент же на это привел аргумент «вот у меня много настолок, и это для определенного круга людей повышает мою ценность, а другие, наоборот, считают меня из-за этого идиотом». На это я сказал, что главным критерием опять же должна являться согласованность со своей личностью. То есть покупка чего-то потому что фанатеешь с этого, получаешь удовольствие от пользования — нормально и заслуживает одобрения.
На что он возразил, что человек реально может фанатеть с покупки, тогда со стороны как мне будет казаться, что он покупает ее ради статуса. Тут уже я задумался: а ведь и правда, возможны самые разные сочетания. Например, человеку может убеждать себя (с той или иной степенью искренности), что ему нравится сама вещь, в то время как на самом деле ему нравится внимание окружающих, которое она вызывает. И как вообще провести границу?
А третье фундаментальное противоречие заключается вот в чем: с одной стороны, я считаю, что тяга к статусу (тот самый «ранговый инстинкт») должна максимально ограничиваться культурой, с другой — в мире, где базовые потребности удовлетворены (через БОД или его аналоги) именно желание проявить себя перед окружающими будет главной движущей силой, главным мотивом любой созидательной деятельности. Правда, частично его можно снять через дополнительное условие: статус должны давать только то, что сделано самостоятельно, а не куплено за деньги. Но тем не менее, сам факт существования этого противоречия я раньше не осознавал вообще.
Если конкретно, я отстаивал следующую позицию: неправильно, когда цель начинает изменять личность, заставляя ее делать то, что ей не свойственно. Тогда как на самом деле должно быть все в точности наоборот: личные качества и склонности должны определять цели, за которые берется человек. И, соответственно, как только цели начинают требовать делать то, что вызывает внутреннее неприятие, противоречит личностным качествам или системе ценностей, в жертву должны приноситься именно цели, а не все вышеперечисленное.
Оппонент же считал, что изменение и преодоление личностных ограничений — это путь к росту, и указал на то, что во всех восточных учениях конечной целью является именно стирание личности вообще. Для меня эта идея полностью чужда, и на этом мы и разошлись.
Чуть позже разговор вернулся к теме покупок и статуса (с которого все и начиналось). Как обычно, я писал о том, что делать покупки ради статуса и повышения своей ценности — это неправильно, и вообще проявления «рангового инстинкта» и должно всячески ограничиваться человеческим началом, то есть культурой. Оппонент же на это привел аргумент «вот у меня много настолок, и это для определенного круга людей повышает мою ценность, а другие, наоборот, считают меня из-за этого идиотом». На это я сказал, что главным критерием опять же должна являться согласованность со своей личностью. То есть покупка чего-то потому что фанатеешь с этого, получаешь удовольствие от пользования — нормально и заслуживает одобрения.
На что он возразил, что человек реально может фанатеть с покупки, тогда со стороны как мне будет казаться, что он покупает ее ради статуса. Тут уже я задумался: а ведь и правда, возможны самые разные сочетания. Например, человеку может убеждать себя (с той или иной степенью искренности), что ему нравится сама вещь, в то время как на самом деле ему нравится внимание окружающих, которое она вызывает. И как вообще провести границу?
А третье фундаментальное противоречие заключается вот в чем: с одной стороны, я считаю, что тяга к статусу (тот самый «ранговый инстинкт») должна максимально ограничиваться культурой, с другой — в мире, где базовые потребности удовлетворены (через БОД или его аналоги) именно желание проявить себя перед окружающими будет главной движущей силой, главным мотивом любой созидательной деятельности. Правда, частично его можно снять через дополнительное условие: статус должны давать только то, что сделано самостоятельно, а не куплено за деньги. Но тем не менее, сам факт существования этого противоречия я раньше не осознавал вообще.
Не забывай еще один момент...деньги сами по себе ничто (сейчас это даже не бумажки в сейфе, а всего лишь нолики и единички на серверах где то). Часто деньги не чистые (очень часто), и многие просто хотят их как то материализовать в вещах. Но проблема в то , что очень мало вещей стало в мире которые ценятся и не теряют в стоимости. Поэтому покупают очень много барахла которое обесценивается. Многому барахлу придают ценность дополнительную модой, рекламой. Люди хотят хоть что то ценного иметь (не в ноликах на сервере). И даже те кто много работает, часто не могут по другому, это ритм. Ну вот например нельзя работать водителем состава метро один месяц в году....ну не возьмут так. Или хирургом нельзя работать 2 дня в месяц. Да, человек за 2 дня например может заработать на жизнь....Но много профессий, где невозможно работать только столько, сколько нужно на жизнь. Просто навык теряется если не работаешь или просто нет такого трудоустройства неполного. Тот же учитель, повар....и конечно начинают немного накапливаться деньги если профессионал хороший. И опять задумываются куда вложить, не потерять, чтобы не украли, не обесценили.
Сама система неправильно построена мировая. И чтобы люди таких профессий работали - им надо что то навязывать для покупок, иначе не будет врачей, водителей.... Это вот тебе хорошо - ты хочешь работаешь...хватает денег - можно не брать заказ. Но не все так просто. Конечно можно сказать, что вот врачем поработал 10 лет и на всю жизнь накопил....ан нет...инфляционная модель мировая экономики сделана так, что накопить - невозможно..... Простой человек накопить никогда не сможет. Множество инструментов есть чтобы отобрать накопленное, от инфляции до дефолтов и прочего. А если вложишься в вещи - то налогами заберут (на недвидимость, на машину, на яхту). Поэтому и покупают всякое барахло (потому что денег не накопить) и вкалывают всю жизнь. Это такая модель рабства. И не работать не дадут, и накопить не дадут. Так что типа работай и покупай барахло ничего не стоящее, т е практически работай бесплатно. Но чтобы барахлу хоть какую то ценность придать (чтобы рабы покупали) создается миф моды, крутости, успешности и прочее.