Третье фундаментальное противоречие

Сегодня во втором настолочном чате состоялась очень интересная дискуссия, в ходе которой я осознал глобальное противоречие №3 в своей системе мировоззрения (нет, я не ошибся с нумерацией, противоречие №2 существует, и я как раз вчера хотел его описать, но так и не собрался).
Если конкретно, я отстаивал следующую позицию: неправильно, когда цель начинает изменять личность, заставляя ее делать то, что ей не свойственно. Тогда как на самом деле должно быть все в точности наоборот: личные качества и склонности должны определять цели, за которые берется человек. И, соответственно, как только цели начинают требовать делать то, что вызывает внутреннее неприятие, противоречит личностным качествам или системе ценностей, в жертву должны приноситься именно цели, а не все вышеперечисленное.
Оппонент же считал, что изменение и преодоление личностных ограничений — это путь к росту, и указал на то, что во всех восточных учениях конечной целью является именно стирание личности вообще. Для меня эта идея полностью чужда, и на этом мы и разошлись.
Чуть позже разговор вернулся к теме покупок и статуса (с которого все и начиналось). Как обычно, я писал о том, что делать покупки ради статуса и повышения своей ценности — это неправильно, и вообще проявления «рангового инстинкта» и должно всячески ограничиваться человеческим началом, то есть культурой. Оппонент же на это привел аргумент «вот у меня много настолок, и это для определенного круга людей повышает мою ценность, а другие, наоборот, считают меня из-за этого идиотом». На это я сказал, что главным критерием опять же должна являться согласованность со своей личностью. То есть покупка чего-то потому что фанатеешь с этого, получаешь удовольствие от пользования — нормально и заслуживает одобрения.
На что он возразил, что человек реально может фанатеть с покупки, тогда со стороны как мне будет казаться, что он покупает ее ради статуса. Тут уже я задумался: а ведь и правда, возможны самые разные сочетания. Например, человеку может убеждать себя (с той или иной степенью искренности), что ему нравится сама вещь, в то время как на самом деле ему нравится внимание окружающих, которое она вызывает. И как вообще провести границу?
А третье фундаментальное противоречие заключается вот в чем: с одной стороны, я считаю, что тяга к статусу (тот самый «ранговый инстинкт») должна максимально ограничиваться культурой, с другой — в мире, где базовые потребности удовлетворены (через БОД или его аналоги) именно желание проявить себя перед окружающими будет главной движущей силой, главным мотивом любой созидательной деятельности. Правда, частично его можно снять через дополнительное условие: статус должны давать только то, что сделано самостоятельно, а не куплено за деньги. Но тем не менее, сам факт существования этого противоречия я раньше не осознавал вообще.