Портрет 4X_Pro
Онлайн
Мультиблог
4X_Pro
Записки лишнего человека

Мировоззренческое

В этом разделе я излагаю свою мировоззренческую концепцию Единого Информационного Поля Вселенной. Эта концепция возникла как попытка примирения религии и науки, и создавалась как средство достижении внутренней целостности и гармонизации мира вокруг себя.

Три этапа жизни

4X_Pro
Несколько лет назад я прочитал книгу Игоря Калинаускаса «Lift. Подними энергию на максимум». В целом в книге содержится немало толковых рекомендаций, но один из её разделов вызвал серьёзное несогласие. В нём описываются три этапа жизни: индивидуальный, личностный и сущностный. Калинаускас утверждает, что с каждым из этих периодов связан свой источник жизненной энергии. С индивидуальным — собственная телесность, с личностным — взаимодействие с социумом, с сущностным — духовный резонанс с миром. Каждый период в книге жестко привязан к возрасту, и ему сопоставляется ряд жизненных задач, которые необходимо решить в этот период. Но, на мой взгляд, данные рекомендации уместны разве что для обывателей. У Искателей и Избранных приоритеты должны быть другими, а в некоторых случаях приведенные в книге рекомендации и вовсе будут деструктивными. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. Индивидуальный этап — создание Мечты.  Здесь у Калинаускаса внимание акцентируется на том, что на этом этапе нужно максимально проработать контакт с собственной телесностью, витальностью, полностью почувствовать насыщенность жизни для того, чтобы обеспечить себе основу (в первую очередь, энергетическую) для решения задач последующих этапов. Это, безусловно, действительно важно и нужно для всех, вне зависимости от дальнейшего жизненного пути. Также именно на этом этапе закладывается большая часть опор личности — всего того, что в дальнейшем будет обеспечивать веру в себя и давать способность выдержать различные трудности и испытания, которые могут встретиться на Пути.
Но есть и ещё одна задача, которая в книге упоминается только мимоходом, хотя на самом деле для она является даже более важной и приоритетной: пробовать перебирать различные виды деятельности, интересов, областей знаний. Это нужно, чтобы узнать самого себя, нащупать и почувствовать свой жизненный Путь. И найти в итоге что-то такое, что удивит, увлечёт и захватит настолько, что станет главным интересом, некоей путеводной звездой, которая будет служить ориентиром на последующих этапах жизни. Иными словами, создать себе Мечту (именно так, с большой буквы).
Именно по результатам этого первого этапа и происходит разделение на людей, окрылённых мечтой — Избранных и Искателей, и «бескрылых» обывателей, чьи интересы практически не выходят за рамки биологической программы «выживание, размножение, доминирование».

2. Личностный этап — реализация Мечты. Второй этап у Калинаускаса назван личностным. Он описывается как период социальной конкуренции за три вида ресурсов: деньги, слава, власть. И вот эта идея в книге не только не верна, но и откровенно деструктивна, так как там открытым текстом внушается мысль о том, что такая конкуренция неизбежна. Более того, утверждается, что некоторые попытки её обойти или избежать, например, дауншифтинг или вечная учёба — это путь в никуда.
На самом деле всё это верно только для тех, у кого Мечта не сформировалась — обывателей. У остальных же главной целью этого этапа жизни как раз и должно быть воплощение Мечты. Участие в социальной конкуренции может быть только средством, если для воплощения Мечты требуется один из ресурсов: либо деньги для её реализации, либо власть для преодоления сопротивления тех, кто не оценил Мечту (или же их Мечта диаметрально противоположна вашей, как например, извечное противостояние политических «правых» и «левых»), либо слава для того, чтобы иметь возможность донести что-то до максимально широкой аудитории. И тут важно помнить, что не нужно пытаться взять от мира ресурсов больше, чем необходимо для вашей Мечты. Он просто не позволит этого сделать — возникнет тот самый «стеклянный потолок», когда любые попытки получить большее будут либо терпеть неудачу, либо даваться ценой просто невероятных усилий.
Но если ваша Мечта не столь масштабна и не требует таких ресурсов (такое часто бывает у тех, кто живёт в иньской модальности), то участвовать в социальной конкуренции вам просто незачем. Вы будете только и напрасно тратить свои жизненные силы, и увеличивать степень жесткости этой конкуренции, делая в итоге жизнь хуже для всех. Поэтому здесь важно понимать, что на самом деле вам нужно, и уметь сказать «достаточно», когда результат достигнут.
Главный риск этого этапа жизни — это предать свою Мечту и тем самым сойти в обывательство. Самый типичный сценарий этого — поставить материальное благополучие выше Мечты. Моменты повышенного риска — это выбор профессии (поддаться на уговоры окружения выбрать «денежную/престижную» профессию вместо необходимой для реализации Мечты), начало самостоятельной жизни и момент создания семьи, если ваша вторая половинка сама лишена Мечты и будет требовать и от вас отказаться от неё и поставить семью на первое место. Ещё один, менее очевидный риск заключается в том, что средства для реализации мечты — деньги, власть и слава, могут превратиться в самоцель и приведут к забвению Мечты. Даже сам автор этих строк не избежал подобного в один из периодов своей жизни. Чтобы этого не происходило, периодически задавайтесь вопросом «зачем я это делаю».

3. Сущностный этап — осмысление итогов Мечты. Третий этап в книге Калинаускаса называется сущностным. Он подаётся так: после безрадостного существования второго периода, полного всяких «надо», наконец-то вы можете заняться тем, чем хотите, реализовать себя. Так и хочется сказать «спасибо, добрый дядя, что хоть к старости позволили побыть собой!». В реальности же этот период — это время  задуматься над вопросом «что я передам тем, кто придёт за мной». Если на предыдущем этапе преобладало действие, то это период созерцания, размышлений и подведения итогов. Для Искателей на этом периоде хорошей реализацией является написание мемуаров о пережитом. Для Избранных — преподавание, подготовка учеников и преемников, которые продолжат начатое ими дело. Именно в этот период наиболее уместна благотворительность и какая-либо общественная деятельность.
Очень важно понимать, что задачи этого этапа важны как для тех, кому удалось реализовать свою Мечту, так и для тех, кто этого не сделал. Передать опыт своих ошибок, донести, почему что-то не получилось, может оказаться не менее важным, чем передать опыт успеха и достижения цели. Гораздо худшим вариантом будет прожить жизнь так, что передавать дальше будет просто нечего.
Типичная ошибка этого этапа жизни — это попытка заменить поиск учеников-единомышленников попыткой вынудить своих биологических детей стать преемниками и продолжателями дела, несмотря на то, что у них может быть совершенно иная Мечта и иной жизненный Путь.

Напоследок хотелось бы заметить, что, хотя Калинаускас достаточно жестко привязывает каждый из этих этапов к возрасту (индивидуальный — 14—25 лет, личностный — 25—45, сущностный — 45—65), этот возраст — что-то вроде средней температуры по больнице. Реально же каждый из этих этапов начинается после определённого экзистенциального кризиса, при котором перестаёт радовать и вдохновлять то, что служило источником мотивации на предыдущем этапе. Когда конкретно это случится, в гораздо большей степени зависит от условий жизни человека и его пути к Мечте, чем от паспортного возраста. Но в любом случае, знание о таких кризисах и том, что придёт на смену им, в значительной степени может помочь их преодолению.

Роли иньской и янской модальностей в жизни

10geek
Меня давно интересовала тема янской и иньской модальностей, а именно — их парадоксальная природа. Разница в модальностях позволяет людям дополнять друг друга и при этом получать от жизни то, что им нужно, но одновременно с этим является и одной из самых больших причин непонимания между людьми, а отсюда конфликтов и дисгармонии в мире. Причём эта разница столь велика, что может вызывать полное непонимание мотивов действий человека с модальностью, противоположной своей: его подход может казаться слишком энергозатратным, нерациональным, вызывать вопрос «зачем ему это нужно?»; один человек может казаться другому патологическим трудоголиком, в то время, как первому второй может казаться слишком нерасторопным и бездеятельным. Я постарался наиболее точно описать суть обеих модальностей и их различия, исключив то, что является проявлениями других свойств человеческой психики, и изложить то, к чему я пришёл в ходе своих наблюдений и размышлений на эту тему. Возможно это кому-нибудь поможет начать лучше понимать людей с противоположной модальностью и сделает мир чуть лучше.
Читать далее…

О смысле, деньгах и пути

4X_Pro
Несколько дней назад наткнулся на видео, которое во многом пересекается с моими собственными идеями:

Впрочем, кое с чем я все же не согласен.
Если кратко, то я тоже придерживаюсь точки зрения, что в жизни главное — смысл, который заключается в следовании своему Пути, исполнению того, что является целью данного воплощения. Но вот размышления и попытки понять устройство мироздания — это личный Путь автора видео, у других людей могут быть другие Пути, и пытаться слепо подражать ему — не самое удачное решение, особенно для тех, кто живет в янской модальности.
Зато полностью соглашусь с утверждением, что мир готов создавать такие условия и давать ровно столько ресурсов, сколько нужно для следования Пути. Не берусь утверждать, реально ли может быть такое, что у кого-то  оптимальный Путь лежит через тюрьму, как это упоминалось в видео. Но в любом случае, попытка взять от жизни больше, чем предписано — это отход от Пути, а значит — включатся защитные механизмы, мир начнет сопротивляться, и все будет даваться с большим трудом.
Так что секрет счастливой жизни и легкого скольжения по ней — в том, чтобы чувствовать Путь, понимать связанные с ним потребности и не отвлекаться на то, что лежит за их пределами.

Реальный пример того, как можно жить, довольствуясь малым

4X_Pro
Удивительная история про старушку, которая умеет довольствоваться малым, но при этом оставаться вполне довольной жизнью: https://domestic-lynx.livejournal.com/219446.html. И, главное, автор записи, domestic-lynx, делает из этой истории совершенно правильные выводы. Пожалуй, основной момент стоит процитировать: Читать далее…

О хорошем и плохом взрослении

4X_Pro
Недавно состоялся один интересный диалог, в котором мой собеседник заявил, что вся моя мировоззренческая система построена на отрицании взросления. Видя подобное, я решил сделать дополнительные разъяснения. Основная проблема в том, что имеется определенная терминологическая путаница: зачастую под «взрослыми» понимаются люди, обладающие совершенно различными качествами и жизненной позицией. Среди них есть как хорошие качества, так и те, которые достойны скорее осуждения.
Начнем с хороших. К ним можно отнести следующие:
  • Уметь самостоятельно решать жизненные проблемы по мере их поступления.
  • Четко понимать границы своей ответственности и принимать ее без попыток переложить ее на других, равно как и не пытаться взять излишнюю, не стремиться к излишнему контролю.
  • Адекватно оценивать риски и уметь своевременно принимать необходимый минимум мер для их устранения или смягчения.
  • Разумно управлять своими ресурсами и имуществом.
  • Обладать ассертивностью, то есть уметь отстаивать свои границы и интересы, не ущемляя при этом интересы других.
Но зачастую к «взрослым» качествам относят то, что приводит к потере гармонии с собой и, в долгосрочном плане, ухудшению качества жизни. Быть взрослым в плохом смысле — это:
  • Сменить приоритеты, в результате которых идеалы и ценности приносятся в жертву материальным вопросам — попросту это предательство себя.
  • Отказаться от прежних интересов и способов времяпрепровождения из соображений «пора быть взрослым и серьезным».
  • Утратить способности радоваться мелочам жизни, не требующим существенных материальных затрат (в особо тяжелых случаях такие люди и вовсе перестают верить, что нельзя быть счастливым, не имея миллионов).
  • Отказаться от свободного и спонтанного самовыражения ради имиджа, репутации или карьерных интересов (например, когда человек перестает вести блог из соображений, что написанное в нем будет негативно воспринято его работодателем).
  • Общаться с людьми неискренне: скрывать антипатию к «нужному» человеку или же наоборот, целенаправленно заводить «связей ради связей».
  • Совершать какие-либо поступки, направленные только на то, чтобы понравиться противоположному полу, особенно в том случае, если эти поступки противоречат установкам из первого списка.
  • Позволять «продавить» себя в плане навязать лишнюю нагрузку или ответственность, которые вы внутренне брать не готовы.
  • Думать о себе, как о товаре, который нужно продать подороже.
Подводя итог, можно сказать так: хороший взрослый — это тот человек, который приобрел позитивные качества взрослого, но сохранил мироощущение, идеалы и ценности мальчишки или девчонки вроде тех, которых описывал в своих книгах В. Крапивин.

Как проверить желание на истинность

4X_Pro
Как я уже писал, все желания, испытываемые человеком, можно разделить на истинные, согласованные с его сущностью, и ложные, наведенные социумом извне. Чаще всего источником ложных желаний бывает реклама, представления о статусе и престиже, а также мнение значимого окружения.
И возникает вопрос, как отделить ложные желания и цели от истинных.
Я выделил несколько критериев:
  1. «Писательский метод». Есть такая рекомендация для начинающих писателей «можешь не писать — не пиши». Аналогично и с целями: если есть понимание, что прекрасно обходился без чего-то всю жизнь и понимаешь, что можешь обойтись и дальше — это ложная цель.
  2. Контроль по эмоциям и энергии: истинная цель настолько привлекательна, что вызывает эмоциональный подъем и сама дает энергию на движение и преодоление препятствий на пути к ней. Она как бы тащит к себе магнитом, заставляет возвращаться к ней вновь и вновь, даже если обстоятельства вынуждают откладывать движение к ней.
  3. Контроль по внутренним запретам и фобиям: истинная цель не требует их преодоления, либо существуют обходные пути, позволяющие ее достичь без этого преодоления.
  4. Внутренняя целостность, согласие с самим собой. Истинные желания не ведут к ее утрате. Если же возникает противоречие, внутренний конфликт (то, что психологи называют амбивалентностью), когда одна часть личности хочет чего-то, а другая — нет, то это существенный признак ложности цели.
  5. Принятие обратных сторон. Реализация любого желания (да и вообще почти любое изменение в мире) несет в себе как позитивные стороны, так и негативные. Одним из признаков истинного желание является осознание и принятие этих обратных сторон, тогда как для ложных целей часто идет их игнорирование или даже вовсе вытеснение.

Об иньской и янской модальностях

4X_Pro
Не раз уже упоминал в своем блоге такие понятия как иньская и янская модальность жизни. Пришло время написать о них подробнее. Само понятие модальностей в данном контексте я позаимствовал у Авессалома Подводного, известного астролога-психолога.
Янская модальность — это преобразование мира, пространства и ситуации вокруг себя. Это ориентированность на активные действия, направленные на конкретный результат, а также активная трата энергии и ресурсов на его достижение, которая делается в расчете на то, что достигнутый результат позволит все эти траты окупить и восполнить (экстраверсия по Юнгу). Янская модальность — это также и наличие четких (и часто довольно строгих) требований к себе и окружающим, а также отношение к борьбе и конкуренции как к норме жизни.
В иньской модальности главное другое — принятие мира, приспособление к уже имеющися условиям. Иньская модальность более созерцательна, в ней нет склонности к активным действиям. Оценка себя и своей деятельности завязана не на результаты как таковые, а на внутренние состояния, которые переживаются на пути к этим результатам. Известная фраза «счастье — это не конечный пункт назначения, а способ путешествия» — это как раз выражение иньской модальности. Иными словами, там где ян будет активно бороться и пытаться сделать «как надо» в его понимании, инь попробует либо изменить свое отношение к ситуации, либо просто к ней привыкнуть. По этому же принципу строятся и взаимоотношения с окружающими: «принять, понять, уговорить». В отличие от янской модальности, где энергия расходуется активно, иньская предполагает ее экономию и сохранение как одну из ключевых задач.
К сожалению, сейчас в мире существует перекос: в общественном сознании янская модальность подается как единственный вариант жизни, к которому стоит стремиться, а любые альтернативы рассматриваются как нечто неправильное. Впрочем, иногда встречается и другой вариант: жесткая привязка к физиологическому полу — мужчины обязательно должны быть ян, женщины — инь. Но оба подхода — неправильные.
На самом деле для каждого человека какая-то одна модальность является внутренне гармоничной, а попытки жить в другой ведут к дисгармонии, внутренним конфликтам, возможному сходу с Пути, и, в конечном счете, разочарованиям и выгоранию. На верхних уровнях развития личности (четвертом и выше) появляется гибкость переключения между модальностями, возможность использовтаь и противоположную модальность. Но все равно она остается инструментом, который используется по мере необходимости, маской, которую можно надеть на время.
Еще худший вариант — это смешение модальностей. Например, жить в иньской, но при этом оценивать себя янскими критериями или наоборот. Вечное недовольство собой гарантировано!

О гармонизации личности

4X_Pro
Еще в ранней юности мне категорически не нравились ценности "ускорителей жизни" — гиперактивных амбициозных карьеристов, зацикленным на успешности, которые тогда, да и сейчас тоже, подавались как образец для подражания. Не нравились потому, что они в принципе не предполагают состояния равновесия, покоя и удовлетворенности. И тогда я придумал альтернативный образ — образ Гармоничного человека, в соответствии с которым жил сам, и который нес все эти годы в Сеть, чтобы показать, что есть альтернатива "ускорительству". Выглядит он так:
  1. У гармоничного человека не нарушена связь с собой ни на одном из уровней:
    а) он хорошо чувствует связь с собственным телом и его биоритмами, и подстраивает под них свои дела, (а не наоборот, как "ускорители");
    б) он осознает и принимает все свои эмоции, позволяя им быть, а не вытесняет их или пытается подменить "нужными";
    в) умеет прислушиваться к своей интуиции, доверять ей и использовать ее;
    г) поддерживает связь и на уровне целей и предназначения: оно подсказывает, какие дела и цели ему подходят, к чему у него есть склонности и способности. ("Ускорительская" идея "любой может стать любым" для него абсолютно чужда и выглядит совершенно нерациональной тратой сил и средств.)
  2. Хорошая связь с собой у гармоничного человека позволяет чувствовать свои истинные потребности дает умение сказать "Для меня достаточно, больше мне не нужно!" (тогда как для "ускорителей" постоянный рост потребностей считается нормой). Она же позволяет не подаваться рекламе, понятиям моды и престижа и прочим сиюминутным веяниям социума, а уделять внимание только тому, то останется важным в долгосрочной перспективе.
  3. Удовлетворя только свои истинные потребности, гармоничный человек не стремится к экспансии, расширению сферы своего контроля. Ему это просто не зачем. Как следствие, снижается уровень конкуренции в социуме.
  4. Берясь за какое-то дело, гармоничный человек ориентируется не на продаваемость результата, а на свои внутренние критерии качества, свое ви́дение того, как быть до́лжно, и пользу для человечества в глобальном и долгосрочном плане.
  5. Гармоничный человек не боится быть собой, даже если это вызовет неприятие и непонимание окружающих. Кроме того, соблюдение своих границ, внутренних правил и убеждений для него заведомо важнее любых внешних результатов, и в случае конфликта между ними в жертву приносятся именно результаты.
  6. Гармоничный человек стремится быть включенным в социум ровно настолько, насколько это ему самому комфортно и не приводит к нарушению его личных границ и жизненного ритма. (В то время как для "ускорителя" востребованность — один из главных показателей успеха, и быть человеком, у которого расписаны все дни на несколько месяцев вперед для него нормально.)
Большинству людей эту самую связь с собой ломают еще в детстве. Мне повезло чуть больше: у меня она сохранилась до достаточно осознанного возраста (что и дало возможность сформировать и описать этот образ гармоничного человека). Но тем не менее, однажды в жизни настал такой неблагоприятный период, в котором эта связь оказалась нарушенной (точнее, ее оказалось выгоднее отключить, чтобы через этот период пройти). И недавно я осознал, что до сих пор не восстановил ее в полной мере, на всех уровнях. По всей видимости, именно это и станет моей основной жизненной задачей на ближайшее время.

Методики Управления Реальностью

4X_Pro
Пару месяцев в одном из разговоров зашла речь о методиках Управлении Реальностью — возможности силой мысли повлиять на материальный мир (самая известная из них — Трансерфинг, но есть множество других, отличающихся лишь в деталях). Лично я склонен считать, что они все же работают. Просто большинство не умеет их правильно применять. Очень часто этими методиками пытаются заменить реальные действия. Естественно, ничего не получается! Правильное использование этих методик — совсем иное: создавать для действий благоприятные условия. Образно это можно описать так: предположим, вам нужно переплыть море на парусном корабле. Неправильное применение методики — это сидеть и представлять себя уже на другом берегу. Правильное — это представить спокойное море и попутный ветер, после чего сесть на реальный корабль и поднять паруса, и тогда вырастет вероятность, что ветер реально сменится на попутный, а море — успокоится.
Но есть и еще несколько условий работы этих методик:
  1. С помощью этих методик можно влиять только на события, имеющие вероятностный характер, но невозможно нарушить основополагающие мировые законы, в частности, законы сохранения и причинно-следственные связи.
  2. Внутренняя целостность. Как известно, личность человека содержит множество субличностей (зачастую, неосознаваемых), интересы и желания которых могут весьма и весьма отличаться от интересов Эго, (той части, которую человек ассоциирует с собой). Каждая из этих субличностей оказывает свое влияние на реальность. Если субличности конфликтуют, они уравновешивают друг друга, и суммарное воздействие на реальность оказывается близко к нулю. И наоборот, чем более внутренне целостен человек, чем меньше у него субличностей и конфликтов между ними, тем больше он может концетрировать свою волю и тем проще ему вносить изменения в мир.
  3. Чем меньше изначальная вероятность события (т.е. такая, с которой оно бы могло случиться само по себе, без вмешательства), тем больше усилий и концентрации нужно для того, чтобы его реализовать. Поэтому идеальным применением Управления Реальностью является "доталкивание" в нужную сторону тех событий, у которых вероятность близка к 50 на 50.
  4. Также я склонен считать, что мир обладает некими защитными механизмами от откровенно деструктивных действий (причем как осознанных, так и нет) и будет сопротивляться им.
И, напоследок, вопрос: а как вы относитесь к подобным методикам? Пробовали ли применять сами и что получалось?

О покаянии

4X_Pro
Сегодня задали интересный вопрос: есть ли в нашем учении понятие покаяния, и как это нужно делать.
На мой взгляд, идеальный вариант такой: осознать свою ошибку и пропустить на эмоциональном уровне через себя то, как выглядят ее последствия глазами всех, кого эта ошибка затронула. Потом восстановить состояние потерянной гармонии и осмыслить, почему это произошло, в чем была ошибка, и как не допустить ее повторения. После того, как гармония в сознании восстановлена, восстановить гармонию и в мире, минимизировав последствия своих неправильных действий.

Страницы:
  • 1
  • 2
Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.