Об иньской и янской модальностях

Не раз уже упоминал в своем блоге такие понятия как иньская и янская модальность жизни. Пришло время написать о них подробнее. Само понятие модальностей в данном контексте я позаимствовал у Авессалома Подводного, известного астролога-психолога.
Янская модальность — это преобразование мира, пространства и ситуации вокруг себя. Это ориентированность на активные действия, направленные на конкретный результат, а также активная трата энергии и ресурсов на его достижение, которая делается в расчете на то, что достигнутый результат позволит все эти траты окупить и восполнить (экстраверсия по Юнгу). Янская модальность — это также и наличие четких (и часто довольно строгих) требований к себе и окружающим, а также отношение к борьбе и конкуренции как к норме жизни.
В иньской модальности главное другое — принятие мира, приспособление к уже имеющися условиям. Иньская модальность более созерцательна, в ней нет склонности к активным действиям. Оценка себя и своей деятельности завязана не на результаты как таковые, а на внутренние состояния, которые переживаются на пути к этим результатам. Известная фраза «счастье — это не конечный пункт назначения, а способ путешествия» — это как раз выражение иньской модальности. Иными словами, там где ян будет активно бороться и пытаться сделать «как надо» в его понимании, инь попробует либо изменить свое отношение к ситуации, либо просто к ней привыкнуть. По этому же принципу строятся и взаимоотношения с окружающими: «принять, понять, уговорить». В отличие от янской модальности, где энергия расходуется активно, иньская предполагает ее экономию и сохранение как одну из ключевых задач.
К сожалению, сейчас в мире существует перекос: в общественном сознании янская модальность подается как единственный вариант жизни, к которому стоит стремиться, а любые альтернативы рассматриваются как нечто неправильное. Впрочем, иногда встречается и другой вариант: жесткая привязка к физиологическому полу — мужчины обязательно должны быть ян, женщины — инь. Но оба подхода — неправильные.
На самом деле для каждого человека какая-то одна модальность является внутренне гармоничной, а попытки жить в другой ведут к дисгармонии, внутренним конфликтам, возможному сходу с Пути, и, в конечном счете, разочарованиям и выгоранию. На верхних уровнях развития личности (четвертом и выше) появляется гибкость переключения между модальностями, возможность использовтаь и противоположную модальность. Но все равно она остается инструментом, который используется по мере необходимости, маской, которую можно надеть на время.
Еще худший вариант — это смешение модальностей. Например, жить в иньской, но при этом оценивать себя янскими критериями или наоборот. Вечное недовольство собой гарантировано!

1