Три этапа жизни

Несколько лет назад я прочитал книгу Игоря Калинаускаса «Lift. Подними энергию на максимум». В целом в книге содержится немало толковых рекомендаций, но один из её разделов вызвал серьёзное несогласие. В нём описываются три этапа жизни: индивидуальный, личностный и сущностный. Калинаускас утверждает, что с каждым из этих периодов связан свой источник жизненной энергии. С индивидуальным — собственная телесность, с личностным — взаимодействие с социумом, с сущностным — духовный резонанс с миром. Каждый период в книге жестко привязан к возрасту, и ему сопоставляется ряд жизненных задач, которые необходимо решить в этот период. Но, на мой взгляд, данные рекомендации уместны разве что для обывателей. У Искателей и Избранных приоритеты должны быть другими, а в некоторых случаях приведенные в книге рекомендации и вовсе будут деструктивными. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. Индивидуальный этап — создание Мечты.  Здесь у Калинаускаса внимание акцентируется на том, что на этом этапе нужно максимально проработать контакт с собственной телесностью, витальностью, полностью почувствовать насыщенность жизни для того, чтобы обеспечить себе основу (в первую очередь, энергетическую) для решения задач последующих этапов. Это, безусловно, действительно важно и нужно для всех, вне зависимости от дальнейшего жизненного пути. Также именно на этом этапе закладывается большая часть опор личности — всего того, что в дальнейшем будет обеспечивать веру в себя и давать способность выдержать различные трудности и испытания, которые могут встретиться на Пути.
Но есть и ещё одна задача, которая в книге упоминается только мимоходом, хотя на самом деле для она является даже более важной и приоритетной: пробовать перебирать различные виды деятельности, интересов, областей знаний. Это нужно, чтобы узнать самого себя, нащупать и почувствовать свой жизненный Путь. И найти в итоге что-то такое, что удивит, увлечёт и захватит настолько, что станет главным интересом, некоей путеводной звездой, которая будет служить ориентиром на последующих этапах жизни. Иными словами, создать себе Мечту (именно так, с большой буквы).
Именно по результатам этого первого этапа и происходит разделение на людей, окрылённых мечтой — Избранных и Искателей, и «бескрылых» обывателей, чьи интересы практически не выходят за рамки биологической программы «выживание, размножение, доминирование».

2. Личностный этап — реализация Мечты. Второй этап у Калинаускаса назван личностным. Он описывается как период социальной конкуренции за три вида ресурсов: деньги, слава, власть. И вот эта идея в книге не только не верна, но и откровенно деструктивна, так как там открытым текстом внушается мысль о том, что такая конкуренция неизбежна. Более того, утверждается, что некоторые попытки её обойти или избежать, например, дауншифтинг или вечная учёба — это путь в никуда.
На самом деле всё это верно только для тех, у кого Мечта не сформировалась — обывателей. У остальных же главной целью этого этапа жизни как раз и должно быть воплощение Мечты. Участие в социальной конкуренции может быть только средством, если для воплощения Мечты требуется один из ресурсов: либо деньги для её реализации, либо власть для преодоления сопротивления тех, кто не оценил Мечту (или же их Мечта диаметрально противоположна вашей, как например, извечное противостояние политических «правых» и «левых»), либо слава для того, чтобы иметь возможность донести что-то до максимально широкой аудитории. И тут важно помнить, что не нужно пытаться взять от мира ресурсов больше, чем необходимо для вашей Мечты. Он просто не позволит этого сделать — возникнет тот самый «стеклянный потолок», когда любые попытки получить большее будут либо терпеть неудачу, либо даваться ценой просто невероятных усилий.
Но если ваша Мечта не столь масштабна и не требует таких ресурсов (такое часто бывает у тех, кто живёт в иньской модальности), то участвовать в социальной конкуренции вам просто незачем. Вы будете только и напрасно тратить свои жизненные силы, и увеличивать степень жесткости этой конкуренции, делая в итоге жизнь хуже для всех. Поэтому здесь важно понимать, что на самом деле вам нужно, и уметь сказать «достаточно», когда результат достигнут.
Главный риск этого этапа жизни — это предать свою Мечту и тем самым сойти в обывательство. Самый типичный сценарий этого — поставить материальное благополучие выше Мечты. Моменты повышенного риска — это выбор профессии (поддаться на уговоры окружения выбрать «денежную/престижную» профессию вместо необходимой для реализации Мечты), начало самостоятельной жизни и момент создания семьи, если ваша вторая половинка сама лишена Мечты и будет требовать и от вас отказаться от неё и поставить семью на первое место. Ещё один, менее очевидный риск заключается в том, что средства для реализации мечты — деньги, власть и слава, могут превратиться в самоцель и приведут к забвению Мечты. Даже сам автор этих строк не избежал подобного в один из периодов своей жизни. Чтобы этого не происходило, периодически задавайтесь вопросом «зачем я это делаю».

3. Сущностный этап — осмысление итогов Мечты. Третий этап в книге Калинаускаса называется сущностным. Он подаётся так: после безрадостного существования второго периода, полного всяких «надо», наконец-то вы можете заняться тем, чем хотите, реализовать себя. Так и хочется сказать «спасибо, добрый дядя, что хоть к старости позволили побыть собой!». В реальности же этот период — это время  задуматься над вопросом «что я передам тем, кто придёт за мной». Если на предыдущем этапе преобладало действие, то это период созерцания, размышлений и подведения итогов. Для Искателей на этом периоде хорошей реализацией является написание мемуаров о пережитом. Для Избранных — преподавание, подготовка учеников и преемников, которые продолжат начатое ими дело. Именно в этот период наиболее уместна благотворительность и какая-либо общественная деятельность.
Очень важно понимать, что задачи этого этапа важны как для тех, кому удалось реализовать свою Мечту, так и для тех, кто этого не сделал. Передать опыт своих ошибок, донести, почему что-то не получилось, может оказаться не менее важным, чем передать опыт успеха и достижения цели. Гораздо худшим вариантом будет прожить жизнь так, что передавать дальше будет просто нечего.
Типичная ошибка этого этапа жизни — это попытка заменить поиск учеников-единомышленников попыткой вынудить своих биологических детей стать преемниками и продолжателями дела, несмотря на то, что у них может быть совершенно иная Мечта и иной жизненный Путь.

Напоследок хотелось бы заметить, что, хотя Калинаускас достаточно жестко привязывает каждый из этих этапов к возрасту (индивидуальный — 14—25 лет, личностный — 25—45, сущностный — 45—65), этот возраст — что-то вроде средней температуры по больнице. Реально же каждый из этих этапов начинается после определённого экзистенциального кризиса, при котором перестаёт радовать и вдохновлять то, что служило источником мотивации на предыдущем этапе. Когда конкретно это случится, в гораздо большей степени зависит от условий жизни человека и его пути к Мечте, чем от паспортного возраста. Но в любом случае, знание о таких кризисах и том, что придёт на смену им, в значительной степени может помочь их преодолению.