Портрет 4X_Pro
Был в Сети 27 июл. 2024 г., 06:24
Мультиблог
4X_Pro
Кратко о себе: Web-разработчик. Пишу на PHP, Python, JavaScript. Знаю Ruby и Go, со студенческих времён более-менее помню C и asm. Сейчас специализируюсь на ускорении загрузки сайтов и разработке ботов для Telegram. Linuxоид (использую Debian+LXDE). Сторонник IndieWeb.

Социальные сети


Новости сайта в Telegram

t.me/4x_pro

Мировоззренческое

В этом разделе я излагаю свою мировоззренческую концепцию Единого Информационного Поля Вселенной. Эта концепция возникла как попытка примирения религии и науки, и создавалась как средство достижении внутренней целостности и гармонизации мира вокруг себя.

О просветлении

4X_Pro
В кругах любителей духовного роста очень популярны такие понятия, как «просветление», «смерть эго» и тому подобные, причём подаются они нечто самоценное. Но давайте разберёмся, что же это такое на самом деле и зачем оно нужно?
Со времён Фрейда и его учеников известно, что наша психика состоит из множества субличностей с противоречивыми потребностями, желаниями, устремлениями. Выделение субличностей происходит тогда, когда у человека возникает понимание, что не все его желания являются социально приемлемыми. Некоторые желания, наоборот, могут принести насмешки, неодобрение или даже наказание вплоть до изгнания из сообщества. И тогда такое желание начинает отторгаться психикой, которая хочет сказать «это не я». Иногда это может приводить либо к психическим заболеваниям, либо проецированием таких желаний на какие-то внешние сущности («бес попутал», «порчу навели»), но обычно всё ограничивается тем, что такие субличности активно отрицаются, подавляются и вытесняются в бессознательное. Тем не менее, просто взять и исчезнуть они не могут, так как за каждым желанием или устремлением стоит какая-то неудовлетворённая потребность. Поэтому при определённых обстоятельствах жизни та или иная субличность может вырваться из бессознательного и взять на себя «бразды правления» организмом в целом. Это похоже на многозадачность в компьютерных операционных системах, но с одним существенным отличием: операционная система переключает процессы по чётко известным алгоритмам, а субличности за контроль борются между собой, и побеждает та, потребность которой на данный момент стоит наиболее остро.
Так вот, просветление — это не что иное как состояние, когда восстанавливается та внутренняя целостность, которая была доступна только в раннем детстве, до начала социализации, и полностью прекращается борьба частей психики. Вместо этого наступает их полное осознание и принятие, которое высвобождает огромное количество психической энергии. А если вспомнить, что любое неприятие чего-то вовне — это следствие неприятия чего-то в себе, становится ясно, почему состояние просветления даёт и полное принятие мира, что переживается как некий контакт с Абсолютом, ощущение того, что есть нечто большее, чем ты сам.
«Смерть эго» можно рассматривать лишь как ступень к просветлению. Его можно описать как состояние, когда психика перестаёт ассоциировать себя с чем-либо вообще. И тогда открывается просто огромный уровень внутренней свободы: если нет никакого «я», то можно не бояться выглядеть смешно, глупо, нелепо. Пропадают чувства вины и стыда, а значит, перестают вытесняться те субличности, которые были ими порождены. Становится нечего терять (кроме разве что самой жизни), а значит, можно идти на почти любой риск, позволять себе всё то, что никогда бы не решились в обычном состоянии. Очень отдалённым подобием этого является карнавал в том виде, в котором его описывал Бахтин.
Но есть у состояния просветления и обратная сторона: человек, пребывающий в нём, становится не от мира сего (что хорошо показано в этой статье) и потерян для окружающих. Поэтому достижение просветления — это важное переживание, чтобы начать иначе видеть мир и почувствовать , но нет смысла пытаться однажды достигнуть и остаться в нём навсегда.

Этика городского аскета

4X_Pro
С подачи 10geekа прочёл недавно статью «Дырка от этики. Что не так с российской системой ценностей». Статья весьма интересная и поднимает очень важный вопрос об этике и ценностях в наше время, вернее об их отсутствии. Под впечатлением от неё решил поделиться своей собственной этической системой. Эту систему я начал формировать ещё в начале 2000-х годов, так как уже тогда полубессознательно чувствовал этот этический вакуум. Сейчас я решил назвать её «этикой городского аскета». Основные её положения таковы:
• Ориентируйся на долгосрочное, а не сиюминутное: «если это будет неважно через два-три года, это не стоит внимания уже сейчас».
• Не создавай искусственного дефицита времени, не спеши жить. Умей отличать срочное от важного.
• Стремись к понимаю основ и первопричин того, чем ты занимаешься и того, что вокруг тебя происходит. Не ограничивайся поверхностными знаниями, стремись сложить все знания в единую систему.
• Придерживайся принципа «нормально делай — нормально будет»: не допускай «костыльных» решений, сначала разберись, как надо, а потом делай.
• Делай что-то для себя, а потом безвозмездно делись информацией, как это сделать, с окружающими, чтобы твой опыт не пропадал зря.
• Оценивай последствия своих действий для окружающих и мира в целом, соотноси свои интересы и интересы окружающих и ищи баланс между ними или хотя бы минимизацию вреда.
• Будь честным и предсказуемым для окружающих (по сути, это одно и то же), обходи стороной тех, кто таковым не является.
• «Не пытайся взять от мира больше» — чётко знай свои истинные материальные потребности, не позволяй навязывать ложных. Удовлетворив их, переключайся на то, что приносит удовольствие, а не деньги. В идеале хорошо ещё совместить удовольствие с пользой обществу, но конечный выбор за тобой.
• Никогда не трать деньги на то, чтобы произвести на кого-то впечатление. Если же хочется похвалиться — хвались только тем, что создал сам, своим умом и своими руками.
• Не бери в долг без крайней необходимости.
• Найди баланс между действием и созерцанием, уделяй достаточно времени и тому, и другому.

О благодарности

4X_Pro
Во многих религиозных и эзотерических учениях есть идея о том, что нужно быть благодарным высшим силам за всё, что мы имеем. В целом идея правильная, но не совсем удачно сформулированная. Более точной была бы формулировка: уметь ценить то, что имеешь. Почему это важно? Рассмотрим обратную ситуацию: мы не ценим то, что имеем и хотим, чтобы было иначе. В результате в голове постоянно крутятся мысли «а вот если у меня было то-то», «а вот если бы я был в таких-то условиях». Хорошо, если эти мысли приведут к какому-то плану действий как желаемое получить и сосредоточенному выполнению этого плана. Но в большинстве случаев они вызывают лишь бесполезные переживания, недовольство и потерю внутренней целостности: одна часть нашего Я пытается делать что-то в здесь и сейчас, а другая — витает мыслями в том, что могло бы быть. В итоге, мы не можем заниматься с полной отдачей тем, что мы делаем и лишаем себя удовольствия от этого и чувства полноты жизни.

Что мешает улучшить свою жизнь?

4X_Pro
В последнем сообщении своего блога писал про книгу «Городской монах», которую сейчас читаю. Там поднимается близкая для меня тема отказа от всего сиюминутного и второстепенного. И в очередной раз задался вопросом: почему большинство людей не понимает, что сделать мир лучше очень просто. Нужно всего лишь отказаться гнаться за такими вещами, как статус, имидж, понты, престиж, желание произвести впечатление на окружающих (в частности, противоположный пол) или показать, что живёте не хуже других. Причём все эти потребности есть ни что иное, как пережитки животных инстинктов, которые может поставить под контроль разумное человеческое начало. В студенческие годы я считал, что я — один из немногих Избранных, которым открылась эта истина, и жаждал нести её в мир. Потом обнаружил, что людей, которые понимают это, не так уж и мало, да и написано об этом более чем достаточно. Но вот почему-то критическая масса для того, чтобы привнести это в общественные ценности, так и не набирается.
Самое интересное, что эти изменения нужны не для абстрактного общего блага, а непосредственно повлияют на жизнь каждого, кто это сделает. Рассмотрим подробнее. Если отказаться от траты денег на перечисленные потребности, а вместо этого грамотно их инвестировать, то можно за несколько лет можно сформировать финансовую «подушку безопасности». Когда таковая есть, и её хватит на несколько лет, можно не бояться кризисов, увольнений и прочих экономических неприятностей. Тогда все неприятности, связанные с работой, воспринимаются гораздо спокойнее и меньше портят жизнь. Если продолжать копить и дальше, то можно сформировать источник пассивного дохода, который позволит меньше времени тратить на работу за деньги, а больше — на настоящую жизнь. Кроме этого, уйдут переживания, вызванные жизнью других людей и их «успехами», высвободится больше жизненной энергии, которую можно направить на свои интересы.
Но увы, слишком многие не хотят превращать своё существование в неспешную прогулку по дороге жизни, а вместо этого живут в условиях навязанной ложной дихотомии «либо ты бежишь как участник марафонского забега, изо всех сил стараясь не отстать от лидера, либо лежишь в луже, как свинья». Почему так? Неужели то, что я изложил всего в двух абзацах, так сложно для понимания?

Ключевой жизненный вопрос как указание на Путь

4X_Pro
Часто указателем на свой Путь может выступать ключевой вопрос, с которым человек то и дело сталкивается в разных формах. Такой вопрос регулярно возникает перед человеком в течение всей его жизни, возможно, несколько видоизменяясь. Причём другим этот может казаться странным, неинтересным, малозначимым или непонятным, но вот для конкретно этого человека он будет просто животрепещущим.
Так, например, у одной моей знакомой таким вопросом было соотношение веры (она была воцерковленной христианкой) и научного знания. А точнее даже возможности доказательства истинности веры научными методами.
Недавно я осознал и свой ключевой вопрос. Это вопрос соотношения самодисциплины и внутренней свободы, возможности жить творчески и получать от жизни удовольствие. С одной стороны, в какой-то момент стало очевидно, что самодисциплина необходима для реализации каких-то крупных проектов, которые нельзя сделать на эмоциональном подъёме за пару дней. С другой — это потеря гармонии с собой, спонтанности, ухудшение качества жизни из-за насилия над собой. Также с этим вопросом связана ещё одна крайне важная для меня тема: вопрос о возможности существования общества без конкуренции и экономического принуждения.
А есть ли такой ключевой вопрос у вас?

Простой индикатор свободной жизни

4X_Pro
Пришла в голову мысль, что есть один очень простой индикатор того, что вы живёте правильно и свободно, без избыточных связей с социумом, настоящей slow life. Это возможность в любой момент времени взять и отключить телефон, а также другие каналы связи на произвольный период времени (при необходимости предупредив об этом). И провести это время спокойно наедине с собой, без опасений, что что-то важное произойдёт без вас или страха последствий такого отключения.

Три этапа жизни

4X_Pro
Несколько лет назад я прочитал книгу Игоря Калинаускаса «Lift. Подними энергию на максимум». В целом в книге содержится немало толковых рекомендаций, но один из её разделов вызвал серьёзное несогласие. В нём описываются три этапа жизни: индивидуальный, личностный и сущностный. Калинаускас утверждает, что с каждым из этих периодов связан свой источник жизненной энергии. С индивидуальным — собственная телесность, с личностным — взаимодействие с социумом, с сущностным — духовный резонанс с миром. Каждый период в книге жестко привязан к возрасту, и ему сопоставляется ряд жизненных задач, которые необходимо решить в этот период. Но, на мой взгляд, данные рекомендации уместны разве что для обывателей. У Искателей и Избранных приоритеты должны быть другими, а в некоторых случаях приведенные в книге рекомендации и вовсе будут деструктивными. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. Индивидуальный этап — создание Мечты.  Здесь у Калинаускаса внимание акцентируется на том, что на этом этапе нужно максимально проработать контакт с собственной телесностью, витальностью, полностью почувствовать насыщенность жизни для того, чтобы обеспечить себе основу (в первую очередь, энергетическую) для решения задач последующих этапов. Это, безусловно, действительно важно и нужно для всех, вне зависимости от дальнейшего жизненного пути. Также именно на этом этапе закладывается большая часть опор личности — всего того, что в дальнейшем будет обеспечивать веру в себя и давать способность выдержать различные трудности и испытания, которые могут встретиться на Пути.
Но есть и ещё одна задача, которая в книге упоминается только мимоходом, хотя на самом деле для она является даже более важной и приоритетной: пробовать перебирать различные виды деятельности, интересов, областей знаний. Это нужно, чтобы узнать самого себя, нащупать и почувствовать свой жизненный Путь. И найти в итоге что-то такое, что удивит, увлечёт и захватит настолько, что станет главным интересом, некоей путеводной звездой, которая будет служить ориентиром на последующих этапах жизни. Иными словами, создать себе Мечту (именно так, с большой буквы).
Именно по результатам этого первого этапа и происходит разделение на людей, окрылённых мечтой — Избранных и Искателей, и «бескрылых» обывателей, чьи интересы практически не выходят за рамки биологической программы «выживание, размножение, доминирование».

2. Личностный этап — реализация Мечты. Второй этап у Калинаускаса назван личностным. Он описывается как период социальной конкуренции за три вида ресурсов: деньги, слава, власть. И вот эта идея в книге не только не верна, но и откровенно деструктивна, так как там открытым текстом внушается мысль о том, что такая конкуренция неизбежна. Более того, утверждается, что некоторые попытки её обойти или избежать, например, дауншифтинг или вечная учёба — это путь в никуда.
На самом деле всё это верно только для тех, у кого Мечта не сформировалась — обывателей. У остальных же главной целью этого этапа жизни как раз и должно быть воплощение Мечты. Участие в социальной конкуренции может быть только средством, если для воплощения Мечты требуется один из ресурсов: либо деньги для её реализации, либо власть для преодоления сопротивления тех, кто не оценил Мечту (или же их Мечта диаметрально противоположна вашей, как например, извечное противостояние политических «правых» и «левых»), либо слава для того, чтобы иметь возможность донести что-то до максимально широкой аудитории. И тут важно помнить, что не нужно пытаться взять от мира ресурсов больше, чем необходимо для вашей Мечты. Он просто не позволит этого сделать — возникнет тот самый «стеклянный потолок», когда любые попытки получить большее будут либо терпеть неудачу, либо даваться ценой просто невероятных усилий.
Но если ваша Мечта не столь масштабна и не требует таких ресурсов (такое часто бывает у тех, кто живёт в иньской модальности), то участвовать в социальной конкуренции вам просто незачем. Вы будете только и напрасно тратить свои жизненные силы, и увеличивать степень жесткости этой конкуренции, делая в итоге жизнь хуже для всех. Поэтому здесь важно понимать, что на самом деле вам нужно, и уметь сказать «достаточно», когда результат достигнут.
Главный риск этого этапа жизни — это предать свою Мечту и тем самым сойти в обывательство. Самый типичный сценарий этого — поставить материальное благополучие выше Мечты. Моменты повышенного риска — это выбор профессии (поддаться на уговоры окружения выбрать «денежную/престижную» профессию вместо необходимой для реализации Мечты), начало самостоятельной жизни и момент создания семьи, если ваша вторая половинка сама лишена Мечты и будет требовать и от вас отказаться от неё и поставить семью на первое место. Ещё один, менее очевидный риск заключается в том, что средства для реализации мечты — деньги, власть и слава, могут превратиться в самоцель и приведут к забвению Мечты. Даже сам автор этих строк не избежал подобного в один из периодов своей жизни. Чтобы этого не происходило, периодически задавайтесь вопросом «зачем я это делаю».

3. Сущностный этап — осмысление итогов Мечты. Третий этап в книге Калинаускаса называется сущностным. Он подаётся так: после безрадостного существования второго периода, полного всяких «надо», наконец-то вы можете заняться тем, чем хотите, реализовать себя. Так и хочется сказать «спасибо, добрый дядя, что хоть к старости позволили побыть собой!». В реальности же этот период — это время  задуматься над вопросом «что я передам тем, кто придёт за мной». Если на предыдущем этапе преобладало действие, то это период созерцания, размышлений и подведения итогов. Для Искателей на этом периоде хорошей реализацией является написание мемуаров о пережитом. Для Избранных — преподавание, подготовка учеников и преемников, которые продолжат начатое ими дело. Именно в этот период наиболее уместна благотворительность и какая-либо общественная деятельность.
Очень важно понимать, что задачи этого этапа важны как для тех, кому удалось реализовать свою Мечту, так и для тех, кто этого не сделал. Передать опыт своих ошибок, донести, почему что-то не получилось, может оказаться не менее важным, чем передать опыт успеха и достижения цели. Гораздо худшим вариантом будет прожить жизнь так, что передавать дальше будет просто нечего.
Типичная ошибка этого этапа жизни — это попытка заменить поиск учеников-единомышленников попыткой вынудить своих биологических детей стать преемниками и продолжателями дела, несмотря на то, что у них может быть совершенно иная Мечта и иной жизненный Путь.

Напоследок хотелось бы заметить, что, хотя Калинаускас достаточно жестко привязывает каждый из этих этапов к возрасту (индивидуальный — 14—25 лет, личностный — 25—45, сущностный — 45—65), этот возраст — что-то вроде средней температуры по больнице. Реально же каждый из этих этапов начинается после определённого экзистенциального кризиса, при котором перестаёт радовать и вдохновлять то, что служило источником мотивации на предыдущем этапе. Когда конкретно это случится, в гораздо большей степени зависит от условий жизни человека и его пути к Мечте, чем от паспортного возраста. Но в любом случае, знание о таких кризисах и том, что придёт на смену им, в значительной степени может помочь их преодолению.

Роли иньской и янской модальностей в жизни

Нет 10geek
Меня давно интересовала тема янской и иньской модальностей, а именно — их парадоксальная природа. Разница в модальностях позволяет людям дополнять друг друга и при этом получать от жизни то, что им нужно, но одновременно с этим является и одной из самых больших причин непонимания между людьми, а отсюда конфликтов и дисгармонии в мире. Причём эта разница столь велика, что может вызывать полное непонимание мотивов действий человека с модальностью, противоположной своей: его подход может казаться слишком энергозатратным, нерациональным, вызывать вопрос «зачем ему это нужно?»; один человек может казаться другому патологическим трудоголиком, в то время, как первому второй может казаться слишком нерасторопным и бездеятельным. Я постарался наиболее точно описать суть обеих модальностей и их различия, исключив то, что является проявлениями других свойств человеческой психики, и изложить то, к чему я пришёл в ходе своих наблюдений и размышлений на эту тему. Возможно это кому-нибудь поможет начать лучше понимать людей с противоположной модальностью и сделает мир чуть лучше.
Читать далее…

О смысле, деньгах и пути

4X_Pro
Несколько дней назад наткнулся на видео, которое во многом пересекается с моими собственными идеями:

Впрочем, кое с чем я все же не согласен.
Если кратко, то я тоже придерживаюсь точки зрения, что в жизни главное — смысл, который заключается в следовании своему Пути, исполнению того, что является целью данного воплощения. Но вот размышления и попытки понять устройство мироздания — это личный Путь автора видео, у других людей могут быть другие Пути, и пытаться слепо подражать ему — не самое удачное решение, особенно для тех, кто живет в янской модальности.
Зато полностью соглашусь с утверждением, что мир готов создавать такие условия и давать ровно столько ресурсов, сколько нужно для следования Пути. Не берусь утверждать, реально ли может быть такое, что у кого-то  оптимальный Путь лежит через тюрьму, как это упоминалось в видео. Но в любом случае, попытка взять от жизни больше, чем предписано — это отход от Пути, а значит — включатся защитные механизмы, мир начнет сопротивляться, и все будет даваться с большим трудом.
Так что секрет счастливой жизни и легкого скольжения по ней — в том, чтобы чувствовать Путь, понимать связанные с ним потребности и не отвлекаться на то, что лежит за их пределами.

Реальный пример того, как можно жить, довольствуясь малым

4X_Pro
Удивительная история про старушку, которая умеет довольствоваться малым, но при этом оставаться вполне довольной жизнью: https://domestic-lynx.livejournal.com/219446.html. И, главное, автор записи, domestic-lynx, делает из этой истории совершенно правильные выводы. Пожалуй, основной момент стоит процитировать: Читать далее…

Страницы:
Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.