О просветлении
В кругах любителей духовного роста очень популярны такие понятия, как «просветление», «смерть эго» и тому подобные, причём подаются они нечто самоценное. Но давайте разберёмся, что же это такое на самом деле и зачем оно нужно?
Со времён Фрейда и его учеников известно, что наша психика состоит из множества субличностей с противоречивыми потребностями, желаниями, устремлениями. Выделение субличностей происходит тогда, когда у человека возникает понимание, что не все его желания являются социально приемлемыми. Некоторые желания, наоборот, могут принести насмешки, неодобрение или даже наказание вплоть до изгнания из сообщества. И тогда такое желание начинает отторгаться психикой, которая хочет сказать «это не я». Иногда это может приводить либо к психическим заболеваниям, либо проецированием таких желаний на какие-то внешние сущности («бес попутал», «порчу навели»), но обычно всё ограничивается тем, что такие субличности активно отрицаются, подавляются и вытесняются в бессознательное. Тем не менее, просто взять и исчезнуть они не могут, так как за каждым желанием или устремлением стоит какая-то неудовлетворённая потребность. Поэтому при определённых обстоятельствах жизни та или иная субличность может вырваться из бессознательного и взять на себя «бразды правления» организмом в целом. Это похоже на многозадачность в компьютерных операционных системах, но с одним существенным отличием: операционная система переключает процессы по чётко известным алгоритмам, а субличности за контроль борются между собой, и побеждает та, потребность которой на данный момент стоит наиболее остро.
Так вот, просветление — это не что иное как состояние, когда восстанавливается та внутренняя целостность, которая была доступна только в раннем детстве, до начала социализации, и полностью прекращается борьба частей психики. Вместо этого наступает их полное осознание и принятие, которое высвобождает огромное количество психической энергии. А если вспомнить, что любое неприятие чего-то вовне — это следствие неприятия чего-то в себе, становится ясно, почему состояние просветления даёт и полное принятие мира, что переживается как некий контакт с Абсолютом, ощущение того, что есть нечто большее, чем ты сам.
«Смерть эго» можно рассматривать лишь как ступень к просветлению. Его можно описать как состояние, когда психика перестаёт ассоциировать себя с чем-либо вообще. И тогда открывается просто огромный уровень внутренней свободы: если нет никакого «я», то можно не бояться выглядеть смешно, глупо, нелепо. Пропадают чувства вины и стыда, а значит, перестают вытесняться те субличности, которые были ими порождены. Становится нечего терять (кроме разве что самой жизни), а значит, можно идти на почти любой риск, позволять себе всё то, что никогда бы не решились в обычном состоянии. Очень отдалённым подобием этого является карнавал в том виде, в котором его описывал Бахтин.
Но есть у состояния просветления и обратная сторона: человек, пребывающий в нём, становится не от мира сего (что хорошо показано в этой статье) и потерян для окружающих. Поэтому достижение просветления — это важное переживание, чтобы начать иначе видеть мир и почувствовать , но нет смысла пытаться однажды достигнуть и остаться в нём навсегда.
Со времён Фрейда и его учеников известно, что наша психика состоит из множества субличностей с противоречивыми потребностями, желаниями, устремлениями. Выделение субличностей происходит тогда, когда у человека возникает понимание, что не все его желания являются социально приемлемыми. Некоторые желания, наоборот, могут принести насмешки, неодобрение или даже наказание вплоть до изгнания из сообщества. И тогда такое желание начинает отторгаться психикой, которая хочет сказать «это не я». Иногда это может приводить либо к психическим заболеваниям, либо проецированием таких желаний на какие-то внешние сущности («бес попутал», «порчу навели»), но обычно всё ограничивается тем, что такие субличности активно отрицаются, подавляются и вытесняются в бессознательное. Тем не менее, просто взять и исчезнуть они не могут, так как за каждым желанием или устремлением стоит какая-то неудовлетворённая потребность. Поэтому при определённых обстоятельствах жизни та или иная субличность может вырваться из бессознательного и взять на себя «бразды правления» организмом в целом. Это похоже на многозадачность в компьютерных операционных системах, но с одним существенным отличием: операционная система переключает процессы по чётко известным алгоритмам, а субличности за контроль борются между собой, и побеждает та, потребность которой на данный момент стоит наиболее остро.
Так вот, просветление — это не что иное как состояние, когда восстанавливается та внутренняя целостность, которая была доступна только в раннем детстве, до начала социализации, и полностью прекращается борьба частей психики. Вместо этого наступает их полное осознание и принятие, которое высвобождает огромное количество психической энергии. А если вспомнить, что любое неприятие чего-то вовне — это следствие неприятия чего-то в себе, становится ясно, почему состояние просветления даёт и полное принятие мира, что переживается как некий контакт с Абсолютом, ощущение того, что есть нечто большее, чем ты сам.
«Смерть эго» можно рассматривать лишь как ступень к просветлению. Его можно описать как состояние, когда психика перестаёт ассоциировать себя с чем-либо вообще. И тогда открывается просто огромный уровень внутренней свободы: если нет никакого «я», то можно не бояться выглядеть смешно, глупо, нелепо. Пропадают чувства вины и стыда, а значит, перестают вытесняться те субличности, которые были ими порождены. Становится нечего терять (кроме разве что самой жизни), а значит, можно идти на почти любой риск, позволять себе всё то, что никогда бы не решились в обычном состоянии. Очень отдалённым подобием этого является карнавал в том виде, в котором его описывал Бахтин.
Но есть у состояния просветления и обратная сторона: человек, пребывающий в нём, становится не от мира сего (что хорошо показано в этой статье) и потерян для окружающих. Поэтому достижение просветления — это важное переживание, чтобы начать иначе видеть мир и почувствовать , но нет смысла пытаться однажды достигнуть и остаться в нём навсегда.