Роли иньской и янской модальностей в жизни
Меня давно интересовала тема янской и иньской модальностей, а именно — их парадоксальная природа. Разница в модальностях позволяет людям дополнять друг друга и при этом получать от жизни то, что им нужно, но одновременно с этим является и одной из самых больших причин непонимания между людьми, а отсюда конфликтов и дисгармонии в мире. Причём эта разница столь велика, что может вызывать полное непонимание мотивов действий человека с модальностью, противоположной своей: его подход может казаться слишком энергозатратным, нерациональным, вызывать вопрос «зачем ему это нужно?»; один человек может казаться другому патологическим трудоголиком, в то время, как первому второй может казаться слишком нерасторопным и бездеятельным. Я постарался наиболее точно описать суть обеих модальностей и их различия, исключив то, что является проявлениями других свойств человеческой психики, и изложить то, к чему я пришёл в ходе своих наблюдений и размышлений на эту тему. Возможно это кому-нибудь поможет начать лучше понимать людей с противоположной модальностью и сделает мир чуть лучше.
У каждого человека есть два начала — иньское и янское, которые взаимно дополняют друг друга, при этом одно не может полноценно реализоваться без другого. Янское отвечает за создание и улучшение условий для достижения имеющихся целей, преодоление жизненных препятствий, преобразование окружающего мира. Оно больше ориентировано на результат жизни, нежели на её процесс. Иньское же отвечает за адаптацию к уже имеющимся условиям, стремление найти «общий язык» с окружающим миром, таким, какой он есть, иметь возможность «плыть» по жизни и получать от неё удовольствие. Оно больше ориентировано не на результат жизни, а на сам процесс жизни. Причём одно из этих начал у человека является ведущим, к которому человек наиболее психологически предрасположен и внутренне ощущающееся, как наиболее значимое, важное в жизни, а другое — ведомым, которое следует за ведущим началом и его приоритетами. Это во многом определяет наиболее приемлемый для человека образ жизни и подход к ней, его жизненные стратегии, что и называется модальностью.
Человек, живущий в янской модальности, отличается стремлением к улучшению внешних условий, особенно в областях, представляющих для него интерес, нетерпимостью к недостаткам неидеального окружающего мира, нежеланием постоянно терпеть их и подстраиваться под них — это его угнетает и тяжело им переносится, поэтому ради их устранения он готов прилагать много усилий, проявлять упрямость и настойчивость. Он предпочитает кратчайший путь к конечному результату и не любит «ходить вокруг да около», что также может проявляться в разговоре с ним. Человек, живущий в янской модальности, получает удовлетворение прежде всего от воплощения в реальность своих идей и замыслов, реализации своего потенциала. И напротив — испытывает неудовлетворённость своей жизнью, если не удаётся воплотить в реальность задуманное.
Для человека, живущего в иньской модальности, самое важное — это сам процесс жизни и впечатления, получаемые от неё. Он может подолгу наслаждаться каким-то моментом, никуда при этом не торопясь. Его речь может изобиловать подробностями, он может детально описать свой день, особенно, если он был насыщен приятными для него моментами. Спокойная, размеренная жизнь, наполненная позитивными впечатлениями, уже считается им прожитой не зря, именно поэтому многие носители иньской модальности любят путешествовать. А постоянная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение каких-либо результатов в ущерб получению удовольствия от самого процесса жизни действует на него угнетающе и ведёт к ощущению неудовлетворённости жизнью. Для него гораздо легче найти способ подстроиться или привыкнуть к имеющимся условиям, чем «лезть из кожи» ради того, чтобы их изменить.
Но любые крайности, как правило, ни к чему хорошему не приводят. С модальностями то же самое: чтобы сделать свою жизнь полноценной и гармоничной, нужно научиться жить в своей модальности, но при этом периодически использовать противоположную в дополнение к ней. Но что этому мешает? Одна из самых больших проблем в том, что современное общество полностью построено на принципе «хочешь жить — умей вертеться», который подаётся как нечто само собой разумеющееся, ведущем человека к жизни (а если быть точнее, к выживанию) исключительно в янской модальности, в которой не остаётся места иньской, что в конечном счёте превращает его в «белку в колесе». И если гармоничной модальностью для человека является иньская, то вынужденное постоянное пребывание в роли «белки в колесе» может сформировать у него неприятие янской модальности в целом, а значит и избегание её в своей жизни. По своей сути это психотравма, избавиться от которой, как и от любой другой, очень непросто. Бывает и наоборот — человек начинает жить не в своей модальности, оценивая себя соответствующими ей критериями, забывая то, чего он на самом деле внутренне хочет от жизни, что приводит его к вечному недовольству собой и своей жизнью. Бытует и ещё одно ошибочное убеждение, которое также порождает вышеописанные проблемы — это привязка янской модальности к мужскому полу, а иньской — к женскому.
Самая большая проблема в том, что синхронная деятельность людей разных модальностей вынуждает жить их в одном темпе, который в любом случае оказывается непригодным для одной из модальностей — либо слишком быстрым, либо слишком медленным. Выходом здесь может стать асинхронная организация рабочих процессов, в частности, рабочей переписки, увеличение распространённости удалённой работы (freelance), снижение конкуренции в обществе. Но, всё же, самое главное — не поддаваться навязыванию извне ложных жизненных целей и образа жизни, не становиться жертвой такого явления, как «иррациональное потребление» и относиться к окружающим с пониманием, не вынуждать человека жить несвойственным ему образом.
У каждого человека есть два начала — иньское и янское, которые взаимно дополняют друг друга, при этом одно не может полноценно реализоваться без другого. Янское отвечает за создание и улучшение условий для достижения имеющихся целей, преодоление жизненных препятствий, преобразование окружающего мира. Оно больше ориентировано на результат жизни, нежели на её процесс. Иньское же отвечает за адаптацию к уже имеющимся условиям, стремление найти «общий язык» с окружающим миром, таким, какой он есть, иметь возможность «плыть» по жизни и получать от неё удовольствие. Оно больше ориентировано не на результат жизни, а на сам процесс жизни. Причём одно из этих начал у человека является ведущим, к которому человек наиболее психологически предрасположен и внутренне ощущающееся, как наиболее значимое, важное в жизни, а другое — ведомым, которое следует за ведущим началом и его приоритетами. Это во многом определяет наиболее приемлемый для человека образ жизни и подход к ней, его жизненные стратегии, что и называется модальностью.
Человек, живущий в янской модальности, отличается стремлением к улучшению внешних условий, особенно в областях, представляющих для него интерес, нетерпимостью к недостаткам неидеального окружающего мира, нежеланием постоянно терпеть их и подстраиваться под них — это его угнетает и тяжело им переносится, поэтому ради их устранения он готов прилагать много усилий, проявлять упрямость и настойчивость. Он предпочитает кратчайший путь к конечному результату и не любит «ходить вокруг да около», что также может проявляться в разговоре с ним. Человек, живущий в янской модальности, получает удовлетворение прежде всего от воплощения в реальность своих идей и замыслов, реализации своего потенциала. И напротив — испытывает неудовлетворённость своей жизнью, если не удаётся воплотить в реальность задуманное.
Для человека, живущего в иньской модальности, самое важное — это сам процесс жизни и впечатления, получаемые от неё. Он может подолгу наслаждаться каким-то моментом, никуда при этом не торопясь. Его речь может изобиловать подробностями, он может детально описать свой день, особенно, если он был насыщен приятными для него моментами. Спокойная, размеренная жизнь, наполненная позитивными впечатлениями, уже считается им прожитой не зря, именно поэтому многие носители иньской модальности любят путешествовать. А постоянная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение каких-либо результатов в ущерб получению удовольствия от самого процесса жизни действует на него угнетающе и ведёт к ощущению неудовлетворённости жизнью. Для него гораздо легче найти способ подстроиться или привыкнуть к имеющимся условиям, чем «лезть из кожи» ради того, чтобы их изменить.
Но любые крайности, как правило, ни к чему хорошему не приводят. С модальностями то же самое: чтобы сделать свою жизнь полноценной и гармоничной, нужно научиться жить в своей модальности, но при этом периодически использовать противоположную в дополнение к ней. Но что этому мешает? Одна из самых больших проблем в том, что современное общество полностью построено на принципе «хочешь жить — умей вертеться», который подаётся как нечто само собой разумеющееся, ведущем человека к жизни (а если быть точнее, к выживанию) исключительно в янской модальности, в которой не остаётся места иньской, что в конечном счёте превращает его в «белку в колесе». И если гармоничной модальностью для человека является иньская, то вынужденное постоянное пребывание в роли «белки в колесе» может сформировать у него неприятие янской модальности в целом, а значит и избегание её в своей жизни. По своей сути это психотравма, избавиться от которой, как и от любой другой, очень непросто. Бывает и наоборот — человек начинает жить не в своей модальности, оценивая себя соответствующими ей критериями, забывая то, чего он на самом деле внутренне хочет от жизни, что приводит его к вечному недовольству собой и своей жизнью. Бытует и ещё одно ошибочное убеждение, которое также порождает вышеописанные проблемы — это привязка янской модальности к мужскому полу, а иньской — к женскому.
Самая большая проблема в том, что синхронная деятельность людей разных модальностей вынуждает жить их в одном темпе, который в любом случае оказывается непригодным для одной из модальностей — либо слишком быстрым, либо слишком медленным. Выходом здесь может стать асинхронная организация рабочих процессов, в частности, рабочей переписки, увеличение распространённости удалённой работы (freelance), снижение конкуренции в обществе. Но, всё же, самое главное — не поддаваться навязыванию извне ложных жизненных целей и образа жизни, не становиться жертвой такого явления, как «иррациональное потребление» и относиться к окружающим с пониманием, не вынуждать человека жить несвойственным ему образом.