Курс пройден!

Вчера закончил прохождение второй части курса «Поиск дела жизни». Точнее, закончил формально, чтобы успеть до окончания заявленного срока, но несколько практик пока еще недовыполнил. Впечатления довольно противоречивые. С одной стороны, вроде бы восстановил свою миссию и сформировал несколько вариантов видения, как ее реализовать (о чем собираюсь написать уже больше недели). А еще лучше осознал свои ценности и приоритеты. С другой — понял, что сама необходимость остановиться на каком-то одном из вариантов и лишиться остальных вызывает сильнейший страх, от которого я и бегу, забивая время разной ерундой. С третьей — я уточнил свою систему ценностей и потребностей. В частности, самым большим открытием было то, насколько сильно у меня выражена потребность почувствовать себя умнее других. И теперь, по крайней мере, есть некоторая система приоритетов: вот здесь нужно работать на результат, здесь — бегло изучить основы на случай, если потом где-то пригодится, а это я вообще делаю только для удовольствия, и не стоит всерьез думать о результатах.
Но самым сложным упражнением курса оказалось представить себе ситуацию полного благополучия (отдых в самом лучшем месте, решенность всех насущных проблем), а потом попытаться осознать, что именно может заставить вернуться к обычной деятельности (и что вообще это будет за деятельность). Я с трудом вымучил из себя ответ «чтобы посмотреть и другие места». Но на самом деле, по моим представлениям, человек, у которого по-настоящему все хорошо, и который честен с собой, в таких ситуациях просто перестает что-либо хотеть и будет готов провести в этом состоянии всю жизнь. А выйти из этого состояния и начать что-то делать заставляют либо внешние обстоятельства, либо какие-то внутренние психологические проблемы. (Помнится, мы на эту тему не раз спорили с Миком.)
Важным шагом вперед также стала постановка вопроса о том, что правильнее: пытаться объединить потребности разных уровней в одном деле, или провести четкое разграничение: для такого-то уровня я делаю то, для такого-то — это.
Еще осознал, что наличие фиксированных сроков на Coursera — это не обязательно недостаток. Когда все идет хорошо, и вычеркнутых из жизни дней мало, то они, наоборот, помогают не откладывать изучение на потом. Так, в первые две недели я шел с опрежением графика, но при этом чувствовал себя комфортно. А вот на последней неделе, когда вычеркнутыми оказались целых три дня (плюс еще на третьей не успел досмотреть небольшую часть материала), пришлось ускоряться быстрее естественного для себя темпа и откладывать прохождение части практик на потом. В общем, опять все упирается в вопрос непрерывности жизни…