Еще о страхе перед выступлениями

Пару дней назад осознал, откуда у меня берется торопливость и страх пауз при выступлениях/съемке на камеру. Вспомнил, что в 5—6 классах у меня нередко бывала такая ситуация: на уроке английского, когда учительница меня спрашивала что-то, я начинал в голове строить ответ, делал это достаточно медленно, и к тому моменту, когда достраивал и начинал открывать рот, чтобы сказать, она успевала решить, что я просто ничего не знаю, и спрашивала следующего. (Кстати, хороший пример различия восприятия рационалов/иррационалов по соционике, да и каталогов из КЛ — тоже.) А потом меня дома ругали за плохие оценки (тем более, что отец был просто помешан на важности двух предметов: английского и физики). И, по всей видимости, где-то в бессознательном отложилась установка «молчать нельзя, а то лишат слова вообще».