Математические показатели развития форума. Часть вторая: практика

В предыдущей записи была описана теоретическая модель для анализа состояния форума. Теперь пришло время перейти к практике.
Сразу отмечу, что на практике удобнее подсчитывать не интенсивностями переходов пользователей из одного состояния в другое λi, μi, а количество переходов за определенный промежуток времени Li и Mi. В качестве такого промежутка я беру неделю, но в принципе, можно использовать и любой другой промежуток от одного дня до нескольких месяцев.

Очевидно, что на больших форумах считать показатели вручную крайне сложно, поэтому для их определения будем использовать статистические данные о форуме, которые можно получить с помощью SQL-запросов к его базе, в частности, количество регистраций, сообщений и тем за определенный период времени. Для этого формализуем условия, при которых будем считать, что тот или иной уровень вовлеченности достигнут:

  • Q1 — считается, что этого уровня достигли все пользователи (даже не зарегистрированные), заходившие на форум в течение рассматриваемого периода.
  • Q2 — регистрация пользователя или заход на форум под своим логином в течение рассматриваемого периода
  • Q3 — отправка хотя бы одного сообщения в течение рассматриваемого периода
  • Q4 — загрузка личного фото в профиль или фотогалерею, отправка сообщений в личный блог (если движок поддерживает такую возможность), отправка сообщений в темы типа "расскажите о себе"
  • Q5 — отправлено сообщений не меньше, чем в среднем на пользователя (причем считаются только пользователи с ненулевыми показателями) за рассматриваемый период с округлением до целого вниз (т.е. если за неделю в среднем на пользователя приодится 24.5 сообщений, то набравший 24 считается достигшим состояния Q5), или создание большего количества тем, чем среднее на пользователя. Также можно добавить сравнение со средним за неделю по количеству личных сообщений или времени, проведенном на форуме.
  • Q6 — реальный приход на встречу или хотя бы указание себя в списке участников.
  • Более высокие уровни вовлечения оценить по формальным параметрам не представляется возможным, пользователей, относящихся к ним, следует определять вручную.

Теперь можно приступить к подсчету количества переходов. Итак:


  • M6 — количество участников, которых не было на предыдущей встрече, L5 — количество участников, бывших на предыдущей, но отсутствовавших на последней (возможно, для этого показателя более целесообразным будет брать в качестве периода подсчета не неделю, а более длинных период, включащий несколько встреч, чтобы минимизировать случайные составляющие).
  • M5 — количество пользователей, для которых на текущей неделе выполняется условие нахождения в состоянии Q5 (т.е. количество тем или сообщений больше среднего), а на предыдущей — не выполнялось (или они не были зарегистрированы), L4 — пользователи, для которых наоборот, на прошлой неделе условие выполнялось, а на этой — нет.
  • M4 — пользователи, в течение недели разместившие/обновившие фотографию в профиле (или указавшие в нем какую-то другую информацию, которая значима с точки зрения администратора форума, например, город проживания, или социотип для соционических форумов), или отписавшие о себе в соответствующих темах на форуме. К сожалению, не все форумы фиксируют подобные изменения в базе. L3 — удаление пользователем информации о себе, в результате которого остается "голый" профиль.
  • M3 — отправка пользователем хотя бы одного сообщения при условии, что на прошлой неделе он не писал ни одного или не был зарегистрирован. L2 — ситуация, когда пользователь, отправивший на предыдущей неделе хотя бы одно сообщение, на этой ни отправил ни одного.
  • M2 — количество зарегистрированных пользователей в течение последней недели, L1 — количество удалившихся с форума пользователей, если это допускается движком, или объявивших публично о своем уходе.
  • M1 — из-за того, что нет возможности учитывать заходы каждого незарегистрированного пользователя, подсчитать точно достаточно сложно. Поэтому предлагаю использовать такую приблизительную оценку: получать данные о количестве уникальных посетителей с помощью счетчиков (например, Li.Ru или Яндекс-Метрика) за каждый день недели, а далее вычитать из него количество входивших на форум зарегистрированных пользователей за соответствующий день, а результаты суммировать за неделю.

Конечно, возможны ситуации, которые с помощью данной методики оценить не получится (например, пользователь, который на форум практически не пишет, но тем не менее, в случае необходимости готов оказать реальную помощь ему и тем самым реально относящийся к уровню вовлеченности Q8 или Q9), или когда пользователь обладает высоким уровнем вовлеченности, но реально его действия идут во вред форуму (к таковым относятся тролли или агенты влияния других форумов). Тем не менее, для того, чтобы оценить состояние форума и выявить узкие места, полученных данных будет достаточно.

Теперь, когда у нас есть все необходимые данные: количество переходов и количество пользователей на каждом уровне, можно определить возможные проблемы форума и пути их решения. На нормально развивающемся форуме повышающие коэффиценты Mi должны уменьшаться с геометрической прогрессией, а понижающие Li — быть примерно одинаковыми на всех переходах. Резкие отклонения указывают на возможные проблемы с форумом:

  • Низкий M1 — о форуме знает слишком мало посетителей. Если форум новый и еще не заполненный, имеет смысл либо дать контекстную рекламу, либо приглашать людей, интересующихся соответствующей тематикой, лично (но при этом делать это так, чтобы не выглядело спамом, в частности, не слать ссылку на форум сразу, а сделать так, чтобы человек сам спросил о ней в процессе общения). Еще вариант — договориться с владельцем раскрученного форума или группы в соцсети смежной тематики о размещении у него ссылки на новый форум. Для форумов, которые существуют достаточно долго и успели заполниться контентом, имеет смысл подумать о SEO с целью поднятия по основным запросам в данной теме.
  • Низкий M2, высокий L0 — пользователи приходят на форум, но сразу же уходят, даже не зарегистрировавшись. Первое, что нужно сделать — это проверить нормальную работу процедуры регистрации как таковой (что нет сбоев технического характера), а также подумать о ее упрощении и авторизации через социальные сети. Далее следует продумать что-то вроде "карты", т.е. раздела для новичков, в котором объяснялось бы, о чем этот форум, что происходит в каждом разделе, где можно больше узнать об основах предметной области форума, был бы список наиболее интересных/полезных для новичка тем. Также имеет смысл вынести на главную список последних или наиболее активных тем и написать о преимуществах регистрации. На начальном этапе также можно временно разрешить писать сообщения без регистрации (хотя лично я считаю такое недопустимым).
  • Высокий L1 — целенаправленное удаление — явление достаточно редкое. Свидетельствует либо о серьезных конфликтах между пользователями на форуме, либо о каких-то крупных ошибках администрации. Дать общую рекомендацию затруднительно, нужно разбираться в каждом конкретном случае.
  • Низкий M3 — пользователи регистрируются, но ничего не пишут. Как правило, вновь прибывшему трудно сразу найти, куда ответить. Поэтому имеет смысл создать темы типа "расскажите о себе", "наши увлечения", возможно, несколько игровых тем для того, чтобы на форуме было проще освоиться. Также можно создать несколько holiwar-тем, по которым у многих будет желание выразить свое мнение (например, на компьютерном форуме в качестве таковых могут быть темы Intel vs AMD, Linux vs Windows vs MacOS и т.д.).
  • Высокий L2 — пользователи начинают писать на форум, но потом уходят — у молодых форумов свидетельствует о недостаточном начальном наполнении форума, то есть мало тем, интересных широкому кругу посетителей, к которым можно было бы присоединиться. У более старых форумов это может быть признаком недружелюбности к новичкам со стороны старых участников.
  • Низкий M4 — пользователь почти ничего не указывает о себе. Как правило, указывает на то, что информационная составляющая преобладает над игровой/общением. В ряде ситуаций это допустимо (например, на форуме поддержки какого-либо продукта или определения соционического типа), но такой форум оказывается полностью зависит от должностных лиц форума, предоставляющих запрашиваемую участникам информацию. Вероятность того, что сформируется группа экспертов-добровольцев, и форум станет самоподдерживающимся, без игровой составляющей весьма мала. Имеет смысл создать больше тем для неформального общения.
  • Высокий L3 — пользователь снижает активность на форуме и удаляет информацию о себе — весьма тревожный сигнал. Свидетельствует либо о наличие троллей или групповой травли, либо о неприятии политики администрации.
  • Низкий M5 — пользователи участвуют в форуме только пассивно, не создавая своих тем — одна из самых типичных проблем. Решается комплексно. С одной стороны, происходит от непонимания целей форума и его особенностей, от того, что непонятно, какие темы будут уместны по духу и принятому стилю общения, а какие будут смотреться "неформатом". Задачи администрации — показать им это. На этом этапе так же может помочь проведение тех или иных конкурсов, введение системы наград, возможность прописать себе "особое звание" после набора нескольких сотен сообщений, и т.п.
  • Высокий L4 — спад активности. Может свидетельствовать либо о скрытом конфликте между участниками, либо о том, что форум начинает исчерпывать себя. Рекомендация: либо несколько расширить тематику форума за счет смежных областей, либо ввести какие-то новые возможности технического плана (например, возможность ведения собственного блога). Также имеет смысл подумать о привлечении новичков и проконтролировать их приживаемость (см. проблему L2).

Дать общие рекомендации по более высоким уровням вовлеченности на данный момент не представляется возможным, так как они сильно зависят от конкретной тематики и целей администрации форума.

Кроме того, следует уделять внимание тем пользователям, у которых показатели по всем основным признакам (количество сообщений, количество созданных тем, число ЛС, время на форуме за неделю) значительно превышают средние значения. Обычно это либо активисты — неформальные лидеры или просто хорошие знатоки предметной области, либо тролли, провоцирующие конфликты. Также возможны ситуации, когда одно сочетается с другим (для тех, кто знает психософию, отмечу, что это характерно для обладателей третьей Воли): с одной стороны, человек хочет проявить себя, с другой — если это не получается, начинает проявлять себя негативно. В любом случае, имеет смысл присмотреться к таким людям повнимательнее, пообщаться в личке, выяснить их цели и намерения. Возможно, это поможет выявить активистов и повысить их степень вовлеченности в форум, либо наоборот, своевременно обнаружить и распознать тролля или предотвратить раскол и создание оппозиционного форума.


0