Набег на Клин

На сегодня (вернее, теперь уже вчера) мы с сэром Миком наметили поездку в Клин. Ради этого я даже вчера пытался лечь раньше обычного. Получилось как всегда: из-за компьютера встал в 2:20, но пока собрался спать, было уже 3:40. А утром проснулся около 9:30 от шума стиральной машины при отжиме (отец затеял стирку). Полтора часа пытался либо заснуть снова, либо хотя бы уйти в трансовое состояние, но безрезультатно. Причем вот что странно: пока лежал в темноте, спать не очень-то и хотелось. Когда встал и раздвинул шторы, сразу же желание спать усилилось. У меня что, организм уже настолько перестроился спать при свете?
На вокзал прибыл почти точно вовремя, с запасом в 15 минут до отправления поезда. Мик и его знакомая Ел.П. (увы, ее Сетевое имя не сохранила история попросту отсутствует) были уже там. Мы пошли на поезд, и тут выяснилась первая неприятность: все сидячие места были уже заняты! А я-то думал, что в понедельник в середине рабочего дня поезд-экспресс будет полупустой. Причем большинство ехало до Твери, на Крюково и в Солнечногорске вышли единицы. Так мы и ехали стоя все 50 минут.
В Клину, высадившись, первое что увидели — это фонтан на привокзальной площади. Почти как в Ногинске, но сам фонтан попроще. Я предложил сфотографировать фонтан, Мик решил этим не ограничиваться, но еще и поснимать Ел.П. на фоне фонтана. На это ушло минут десять, которые я использовал для того, чтобы присесть на скамейку и дать отдых ногам.
Фонтан на привокзальной площади
Потом мы отправились по заранее намеченному мной маршруту. Пошли по улице Аркадия Гайдара, нашли его дом-музей — типичный деревенский домик тех времен.
Дом-музей А. Гайдара Мемориальная доска на доме А. Гайдара
Затем дошагали до конца улицы, туда, где начинается спуск к реке. Я обратил внимание на неожиданную особенность города (или, по крайней мере, той его части) — это на очень многих улицах размечены велосипедные дорожки. Причем пешеходная часть выложена мелкой плиткой (причем плитка уложена очень аккуратно), а велосипедная — асфальтом, что хорошо отделяет одну от другой визуально. Впрочем, с непривычки и недосыпа мы все равно часто тупили и шли по велосипедной части.
Велосипедная дорожка Спуск к реке по ул. А. Гайдара
До самой реки мы не дошли, а свернули на улицу Красная. Прошли какое-то время по ней, затем вернулись на улицу Ленина, чтобы увидеть так называемый «дом с часами». Кроме часов, у него есть еще и здоровенный флюгер на крыше в виде всадника на лошади, такого же, как на гербе города.
Дом с часами И флюгер над ним
На фоне «дома с часами» Ел.П. попросила ее сфотографировать ее же телефоном, причем почему-то меня, а не Мика, хотя тот сделал кучу снимков своим фотоаппаратом. Я сделал несколько кадров. Из них один она сочла очень удачным, но как раз тогда сзади нее проезжала большая машина, создавшая ненужный фон, и Ел.П. сильно переживала по этому поводу.
Затем мы вышли к Советской площади. Несмотря на такое название, большинство домов вокруг нее — либо постройки конца XIX или начала XX века (в частности, там же находятся торговые ряды конца XIX века из красного кирпича — одна из главных достопримечательностей Клина), либо наоборот, новодел.
Советская площадь Она же, вид с северной стороны
Сделали круг по площади, сфотографировали сами ряды, памятник Чайковскому (которого, кстати, вполне можно назвать «главным героем» города — ему  здесь как минимум три памятника, дом-музей с довольно большой территорией, и улица его имени), памятник 700-летию Клина.
Памятник защитникам Клина Памятник Чайковскому
Торговые ряды Торговые ряды, вид со стороны ул. Папивника
Торговые ряды Старинные ворота 1886 года
Затем зашли в очень странное здание. Изначально оно было церковью, потом, в 1950-ые годы, к нему сделали пристройку и превратили в дом культуры, а где-то в наше время — снова сделали церковью.
Дом кульутры, он же церковь Он же, вид со стороны Советской площади
Впрочем, не совсем: как дом культуры оно тоже используется — в передней части, судя по объявлениям, есть какие-то кружки и секции для детей. А именно церковная часть все равно напоминает дискотечный зал в доме культуры, откуда вынесли все оборудование, заменив его на иконы и подсвечники. Что любопытно, церковь была открыта, но в ней не было вообще никого, кроме нас троих. Это порождало жутковатое ощущение: никогда прежде не был в пустых, но действующих церквях. Увы, еще пару достойных внимания объектов — фонтан «Девочка-грибница» и Воскресенскую церковь, расположенных поблизости, мы так и не осмотрели (из-за сильного недосыпа я просто о них не вспомнил).
Выбравшись наружу и посидев немного на площади, чтобы дать отдохнуть ногам, решили сходить к еще одной церкви — Успенскому храму. Он знаменит тем, что построен в XVI веке, и является самым старым из сохранившихся зданий в городе.
Старинная Успенская церковь
Дошли мы до него на удивление быстро. По дороге прошли мимо двух относительно исторических зданий — дома городничего и почтового двора, но особо они нас ничем не заинтересовали. Если бы не упоминания о них в описании достопримечательностей, я бы и вовсе прошел мимо. Возле церкви несколько прихожанок занимались благоустройством территории. Одна из них спросила нас, не для того ли мы пришли, чтобы помочь им. Я смутился, не зная, что на это ответить, а Мик заявил твердо «нет». Я ожидал, что после этого нас выгонят со словами «ну и нечего тут шляться тогда», но нет. Даже внутрь храма можно было зайти, правда, там велись какие-то ремонтные работы. Но даже несмотря на грохот перфоратора, там, в отличие от предыдущей церкви, реально чувствовалось, что это настоящий храм! Да и само место какое-то очень спокойное и умиротворяющее. Я нечто подобное чувствовал только в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Возле храма высажены цветы, а неподалеку от его территории нашлась необычная деревянная скульптура «Дед Мазай и зайцы».
Цветы возле церкви Дед Мазай и зайцы
Затем мы вернулись к площади и свернули на улицу Чайковского и вышли к мосту через реку Сестра. У этой реки просто на удивление крутые берега, поэтому мост над ней находился на весьма большой высоте. А внизу, в реке, лежал камень, на котором совершенно спокойно сидела какая-то птица, определить которую я не смог, и не обращала на нас никакого внимания.
Река Сестра, вид с моста Птица на камне
Мы продолжали идти вдоль улицы Чайковского. Пожалуй, это была худшая часть прогулки: ничего особо интересного там нет, тем, что мы увидели до этого, Мик остался разочарован (да и во многом тоже, единственное, что стоило хоть какого-то внимания — это дом с часами и Успенская церковь), а Ел.П. захотела есть и стала уговаривать нас найти хоть какой-нибудь жральник. Потом добрались до музея Чайковского, который представляет собой старинный дом. Но увы, он находится на огороженной территории, попасть на которую стоило ни много ни мало 300 руб. Усталость и жадность взяли свое, поэтому мы туда не пошли и оказались перед выбором: либо идти вдоль Ленинградского шоссе к центру города и засесть там в McDonalds, либо осмотреть последний из намеченных мной объектов — усадьбу Демьяново. Из Интернета я знал, что от усадьбы, фактически, остались одни руины, о чем сразу предупредил остальных. Но Мика эта информация, наоборот, воодушевила: он счел, что фотографии в руинах — это хорошая идея. Мы перебрались через Ленинградоское шоссе и пошли к усадьбе.
Надо сказать, что места там какие-то совсем дикие и заброшенные. Настроение у всех было не очень, Мик начал рассуждать на тему, что зря он всех подбил на эту поездку, а я опасался, что мне устроят сцену «поляки и Сусанин», так как Яндекс.Карты показывали, что тропинки к усадьбе есть, но в реальности их не наблюдалось. Кроме того, на карте был обозначен ручей и заболоченная местности, и возникал вопрос, сумеем ли мы через него перебраться. Я вынужден был уходить все правее и правее, фактически, возвращаясь к реке. Но вон, наконец-то нашлась тропинка, ведущая вниз, в овраг. Небольшой поворот, и внезапно перед нами открылся вид на реку!
Вид на реку Сестра в районе трех мостов Общий вид на реку Сестра
Точнее, там она превращается в водохранилище, разливаясь на три протоки с длинными и узкими островами между ними, через которые перекинуты три моста. Думаю, по островам было бы весьма интересно полазить, но не было возможности. Кстати, на одном из островов зачем-то стоит столб, по виду похожий на пограничный, но красно-зеленый, и флаг над ним.
А на противоположной стороне оврага от того места, где должна быть усадьба, к реке был отлично благоустроенный спуск со скамейками, беседкой. Над одной из скамеек был огромный зонт с цитатами известных личностей. Наконец-то мы смогли посидеть и дать отдых ногам!
Зонт над скамейкой
Березы в парке Павильон в парке
Пока отдыхали, стали думать, что делать дальше — то ли идти к усадьбе, как и планировалось, то ли перебраться на другой берег и поискать место, где можно поесть. Изучение Яндекс.Карты показало, что ближайшее заведение, где можно поесть, находится весьма неблизко, идти туда, а потом возвращаться обратно хотелось чуть менее чем никак, поэтому вариант «сначала к усадьбе» победил. Мы поднялись в гору и обнаружили там несколько очень красивых инсталляций по мотивам разных литературных произведений (так сходу могу вспомнить «Пиковую даму», «Сорочинскую ярмарку», «Слона и Моську» и «Сказку о царе Салтане»).
Инсталляция в парке по Пиковой даме Инсталляция в парке по Золотой рыбке
Еще одна инсталляция в парке На заднем плане видна часть инсталляции по сказке о царе Салтане
На табличках, расположенных рядом с ними, было указано, что делали их работники различных бюджетных организаций: налоговой службы, службы судебных приставов, коммунальной службы, отвечающей за уборку мусора и так далее. Вообще, удивло, сколько в этом городе люди делают всего сами: сами благоустраивают парки, территории при храмах и т.д.
Осмотрев инсталляции (увы, не хватило терпения зафотографировать их все), мы пошли дальше. Усадьба оказалась даже ближе, чем я ожидал. И, как и следовало ожидать, представляла собой руины: кирпичные стены без крыши, а внутри все заросло крапивой и другими сорняками. С другой стороны, это было даже интересно: я уже давно не бывал на развалинах.
Руины усадьбы Демьяново Руины усадьбы Демьяново
Я ненадолго залез внутрь, сделал несколько снимков, но особо увлекаться блужданием по развалинам не стал. Мик же отснял несколько фотографий Ел.П. на фоне этих развалин. Чуть поотдаль от главного здания усадьбы находилось несколько хозяйственных построек, тоже в весьма плачевном состоянии. А еще там было очень старое и большое дерево, а рядом с ним — клумба.
Окрестности усадьбы Демьяново Клумба возле усадьбы Демьяново
Хозяйственные постройки Хозяйственные постройки, вид вблизи
Большое дерево возле усадьбы Демьяново и хозяйственные постройки за ним
Дальше мы решили выходить в город в южном направлении. Яндекс.Карта показывала, что там есть торговый центр, и мы надеялись, что будет возможность поесть. По дороге вышли к еще одной Успенской церкви. В отличие от усадьбы, она хорошо сохранилась (или же ее восстановили) и выглядит весьма внушительно. Еще рядом с ней было достаточно большое кладбище. Почему-то Ел.П. категорически отказалась на него идти. Впрочем, мы и  не настаивали. За церковью нашелся потрясающей красоты пруд с островом, мостом и часовней! Да и погода к этому моменту  улучшилась, облака разошлись, и синее небо отражалось в воде. И вдруг частично пропала усталость, и пришло такое ощущение легкости и радости Бытия, что стало ясно: все же мы приехали не зря. И этот парк, усадьба и пруд стоили того, чтобы на них посмотреть!
Успенская церковь и кладбище Демьяновский aka Церковный пруд
Когда мы дошли до того, что на карте было обозначено как торговый центр, выяснилось, что это просто большой-большой магазин. Кафе или чего-то подобного там нет. Пришлось ограничиться тем, что купить выпечки и вернуться в парк, благо там было где помыть руки. Там мы пошли к тому же спуску к реке, снова сели на скамейку и съели купленное. Выпечка, кстати, оказалась очень вкусной, хотя и на пару рублей дороже, чем в Москве.
Сэр Мик предлагал вернуться на главную площадь и поснимать там еще, но я не видел в этом никакого смысла. Потом посмотрели время, расписание электричек, и стало ясно, что неплохо бы уже идти к вокзалу. Вопрос стоял так: либо мы успеем на экспресс в 19:37, либо нет, и тогда придется ждать еще почти полтора часа и ехать на обычной электричке вместо «Ласточки», которая прибудет в Москву где-то в  22:30. Этот вариант никому не понравился, поэтому решили возвращаться. Сначала шли не торопясь, казалось, что времени еще много. Но потом стало ясно, что переоценили свои возможности, и придется чуть ускориться. В итоге шли самым прямым путем по современной части города, где толком ничего интересного нет. Только в какой-то момент прошли мимо пивного ресторана, и Мик предлагал туда зайти, ибо глупо приехать в Клин и не попробовать «Клинского». Но я во-первых, пиво не пью вообще, во-вторых, совершенно не хотел рисковать опоздать на поезд, поэтому совместными с Ел.П. усилиями его удалось отговорить. На площадь перед вокзалом вышли за 10 минут до поезда. Пока дошагали до самого вокзала, пока купили билеты, прошло еще пять минут, и в результате не стали даже заходить в буфет, чтобы купить чаю, как планировали изначально.
Обратная поездка оказалась очень приятной: без особого труда заняли три места в ряд, причем мне досталось место у окна. Это дало возможность увидеть Солнечногорск и Зеленоград на закате. Еще в поезде продают горячий чай и различную еду типа чипсов, развозя ее примерно на таких же тележках, как в самолетах.
В общем, Клин оставил очень противоречивое впечатление. Он не создает такого чувства внутренней цельности, как, скажем, Переславль, потерявшийся в глубине веков и сопротивляющийся прогрессу, или Ростов, где прекрасно уживаются древность и современность, или даже Павловский посад и Звенигород — уютные и спокойные города Области. Клин же — это смесь всего, что можно смешать, сочетание несочетаемого: смесь старины и новодела на главной площади с ее крайне неуместным названием, типовые дома 70—80-х годов и велодорожки перед ними как в Европе; великолепно благоустроенный парк, в центре которого руины; население, своими силами благоустраивающее храмы, и множество алкашей, валяющихся иногда прямо на дороге (больше я их видел только в сентябре 2018 года, когда ездил на Головинские пруды). А еще это можно сказать, что это children-friendly город (не знаю, как сформулировать по-русски, чтобы звучало не криво): на удивление много школ, детских садов и спортивных объектов. С другой стороны, из всех увиденных мной городов именно Клин, пожалуй, может олицетворять собой все противоречия современной России в одном месте.  А еще, пожалуй, нигде, даже в Санкт-Петербурге, больше у меня не было столь сильного впечатления, что я тут совершенно чуждый, лишний и неуместный. В общем, я доволен поездкой, но, в отличие от тех же Ростова и Переславля, уверен, что вряд ли когда-либо вздумаю ее повторять.