Про стоиков, эпикурейцев и чувство принадлежности
Пару дней назад на глаза попалась заметка про различия в этике стоиков и эпикурейцев. Прочитав её, я сделал для себя весьма неприятное открытие. Я всю жизнь считал стоиков одним из образцов для подражания, но на самом деле на уровне реальных, а не декларируемых ценностей мне этика эпикурейцев ближе. По сути, вся моя жизнь — это уход от боли и стремление к тем наслаждениям, которые не вызывают последующих сожалений и не требуют предварительного долгого насилия над собой, неважно, в виде каких-либо нудных тренировок или в виде зарабатывания денег для оплаты этих наслаждений или ещё чего-нибудь подобного. А ещё у меня сильно́ желание доказать всем, что можно обойтись без жёсткой самодисциплины и силы воли («долой соционическую ЧС!»), творить исключительно на вдохновении. (И таки да, можно, но при условии, что проекты небольшие, и успеваешь сделать задуманное за 2—3 дня, как тот же SiteKnockerBot или расширение VKpph.)
Когда я это осознал, первой мыслью было поискать какое-нибудь сообщество современных эпикурейцев, к которому я мог бы присоединиться. Но быстро подумал, что даже если вступлю, там мне станет скучно. Точно так же, как недавно было с Яндекс.Кью. Вообще, одна из моих главных проблем, на которую ещё в далеком 2009 году указывали сэр Мик и один из участников форума TypTest — я никакую идею или учение не могу воспринимать целостно и становиться её безусловным привержненцем. Вместо этого разбираю её «на запчасти», выбираю из них то, что мне внутренне близко, и вписываю это в своё мировоззрение, возможно, с некоторыми переделками и доработками. С одной стороны, это позволяет мне оставаться собой, сохранять личностную целостность, не позволять миру себя изменить. С другой — лишает чувства принадлежности к чему-то большему, чему-то, что выходит за рамки своего «Я». И мне, как обладателю 2-ого уровня ТУАИ, для которого важно деление «свой/чужой», это весьма некомфортно.
Выходом из этого я видел создание своего круга единомышленников — тех самых идеалистов Интернета, строящих иньскую slow life с отказом от конкуренции и сверхусилий ради достижений. Но увы, создать таковой не хватает то ли личной силы, то ли коммуникативных навыков, то ли чего-то ещё. Кроме того, люди, равные мне по уровню развития, скорее всего, будут поступать так же, как я сам: не принимать чужие идеи целостно, а выбирать из них только то, что близко внутренне. Люди же более низкого уровня обычно ищут решения конкретных проблем, а не ответа на вопрос «как жить вообще».
Когда я это осознал, первой мыслью было поискать какое-нибудь сообщество современных эпикурейцев, к которому я мог бы присоединиться. Но быстро подумал, что даже если вступлю, там мне станет скучно. Точно так же, как недавно было с Яндекс.Кью. Вообще, одна из моих главных проблем, на которую ещё в далеком 2009 году указывали сэр Мик и один из участников форума TypTest — я никакую идею или учение не могу воспринимать целостно и становиться её безусловным привержненцем. Вместо этого разбираю её «на запчасти», выбираю из них то, что мне внутренне близко, и вписываю это в своё мировоззрение, возможно, с некоторыми переделками и доработками. С одной стороны, это позволяет мне оставаться собой, сохранять личностную целостность, не позволять миру себя изменить. С другой — лишает чувства принадлежности к чему-то большему, чему-то, что выходит за рамки своего «Я». И мне, как обладателю 2-ого уровня ТУАИ, для которого важно деление «свой/чужой», это весьма некомфортно.
Выходом из этого я видел создание своего круга единомышленников — тех самых идеалистов Интернета, строящих иньскую slow life с отказом от конкуренции и сверхусилий ради достижений. Но увы, создать таковой не хватает то ли личной силы, то ли коммуникативных навыков, то ли чего-то ещё. Кроме того, люди, равные мне по уровню развития, скорее всего, будут поступать так же, как я сам: не принимать чужие идеи целостно, а выбирать из них только то, что близко внутренне. Люди же более низкого уровня обычно ищут решения конкретных проблем, а не ответа на вопрос «как жить вообще».
https://ru.echafaud.org/on-the-differences-in-epicurean-and-stoic-ethics/