Изнанка Интернета: жизнь в условиях избыточного выбора

В последние два десятилетия появилась проблема, значимость которой многие до сих пор не осознают. Это проблема избыточного выбора на самых разных уровнях от бытового (выбор из множества почти одинаковых товаров в супермаркете) до выбора идентичности, то есть ответа на вопрос «кто я по жизни и что транслирую в мир». Чем плох этот избыточный выбор? Излишней тратой ресурсов мозга на решение малозначимых задач вида «что лучше и выгоднее — товар А или товар Б». С этим довольно легко справиться, если четко сформулировать для себя критерии важности и «достаточно хорошего выбора» (подробнее эта тема раскрыта в книгах «Парадокс выбора» Барри Шварца и «Эссенциализм» Грега МакКеона).
Но у проблемы выбора есть и еще одна составляющая, которой почти не уделяется внимания: чем больше доступно вариантов, тем менее ценен каждый из них. Поясню на примере компьютерных игр. Сейчас любое «застревание» в игре вызывает желание все бросить и просто переключиться на другую. Но раньше, когда игр было мало, а чтобы получить новую, нужно было приложить определенные усилия в оффлайне, все было иначе. Отсутствие возможности переключиться на другое заставляло и с непонятным управлением разобраться методом тыка, и рисовать карту запутанных уровней вручную, если ее не предусмотрели разработчики, и, постоянно возвращаясь к сложному месту, так или иначе найти способ его прохождения. Нечто аналогичное наблюдается и с другими видами контента (книгами, сериалами и так далее): наличие неинтересного эпизода вызывает желание переключиться на что-то другое. В предельном случае это приводит к постоянной неудовлетворенности: и время потрачено, и результата в виде прошел/прочитал/посмотрел нет, и удовольствие от процесса тоже не получено.
Что же этому можно противопоставить? Во-первых, более четко определить для себя критерии по которым делается выбор. Например, «играю в игры таких-то жанров, у которых на таком-то сайте рейтинг не ниже значения X» или «смотрю только те сериалы, о которых не менее двух знакомых с похожими вкусами отзовутся хорошо» или «если описание и трейлер фильма вызывает желание бросить и все и посмотреть сразу же, то смотрю в тот же день, иначе — не смотрю вообще». Во-вторых, развить навык сознательного отказа от того, чтобы мимолетно возникшее желание не превращалось в очередную задачу из категории «а вот надо бы». Причем, пожалуй, именно этот навык будет ключевым для выживания в Интернете в будущем!
Но гораздо хуже долгосрочные последствия этого явления. Постоянный избыток информации приводит, во-первых, к тому, что пропадает такое человеческое качество как любопытство, желание понять и разобраться в чем-то самостоятельно, приложить интеллекутальные усилия. Во-вторых, форма подачи информации начинает преобладать над ее сутью и качеством. Ну и в-третьих, то, что люди стали более закрытыми, тоже отчасти объясняется обесцениванием каждого отдельного человека из-за избытка выбора.