Итоги 2022 года

Подходит к концу 2022 год. Год с крутым характером, который 10geek  очень правильно назвал «Временем Правды». События этого года заставили общество разделиться на «наших» и «не очень», каждого показать своё истинное лицо и сделать выбор «с кем ты». Год, в котором начался болезненный, но важный процесс оздоровления общества. В частности, наконец-то началось возвращение к правильной системе ценностей, когда героями нашего времени являются военные, спасатели, врачи, а не торгаши или блоггеры. Безвременье, в котором мы жили 30 лет, когда считалось «нормальным» ставить личную выгоду выше общественных целей, понемногу начало уходить!

Внутренние изменения

Несмотря на обилие внешних событий, как личных, так и общественных, главными для меня в этом году были прежде всего внутренние изменения. Самым важным следует назвать возвращение себе старого написания Сетевого имени — XXXX Pro. Это не просто переименование, а именно символ возвращения к себе-истинному, после которого я вновь чувствую себя собой — Настоящим Компьютерщиком и человеком, который упорядочивает мир и строит жизнь по уму.
В этом же году я сделал немало шагов на пути к самопознанию. Первый — осознание, что моя мотивация в большинстве случаев сводится к одному из двух: либо делаю что-то ради оценки в широком смысле этого слова (такой оценкой может быть и формальное признание, и восхищение со стороны других людей, и просто соответствие своими же представлениям о том, как надо жить), либо для того, чтобы заставить окружающих считаться с моей точкой зрения. Лишь изредка бывают исключения, когда я делаю что-то просто ради удовольствия или из любопытства.
Вторым шагом было понимание мотиваций трёх моих субличностей-саботажников, которые протестуют против решений моего основного «я». И теперь, вместо того, чтобы их продавливать, я стал пытаться как-то договориться. Причём к пониманию их мотиваций я пришёл отчасти через расклад на Таро. Самым неожиданным было то, что для одной из этих частей была важна экономическая эффективность и материальное благополучие — то, значимость чего я всегда для себя отрицал.
Третьим шагом стало составления списка из семи ключевых психологических проблем, которые у меня имеются. О большинстве из них я знал и раньше, но вот две были новыми и важными осознаниями. Одна — это внутренний конфликт между потребностью быть собой и потребностью получить оценку извне. Другая заключается в том, что я по ценностным вопросам всегда «играю на чужом поле», то есть агрессивно продавливаемую противником систему ценностей воспринимаю как что-то более значимое, чем свою собственную. И выиграть в таких условиях почти невозможно.
В этом году я осознал, что является главной причиной того, что я делаю всё очень медленно и неэффективно: мой страх ошибок и необходимости переделывать. В самом конце года сэр Мик нашёл статью, которая помогла осознать причины этого, и вспомнить несколько очень неприятных эпизодов из детства, которые, возможно, были причиной появления этого.
Также понял, откуда берётся раздражительность, которой в последнее время у меня стало слишком много. У меня не получается соответствовать образу своего идеального Я — того «лёгкого скольжения по жизни», то есть умения играючи сочетать познание, творение и простые удовольствия вроде прогулок или компьютерных игр. Причём объективных причин, мешающих этому нет. Проблема именно внутри меня: во-первых, в расфокусированности и многозадачности, во-вторых, в том, что в реальности я всё перечисленное делаю в 4-5 раз медленнее, чем представлял себе. Происходит это как раз из-за страха ошибок и желания найти лучшее решение.
И, наконец, признал факт существования одного из своих самых глубинных страхов, того, о чём прежде боялся даже подумать.

Компьютерная деятельность

В плане компьютерной деятельности год был самым насыщенным и результативным за последнее время. В отличие от 2021-ого, который обошёлся без пусков вообще, в уходящем году их было целых три! Главным, конечно же, следует назвать перезапуск личного сайта на домене xxxxpro.ru, состоявшийся 1 августа. Теперь у меня есть не просто Сетевой дом, а такой, который является выражением моей личности, особенностей моего я!
Вторым важным событием был запуск SuperMon_Bot в коммерческом режиме в конце января. А в марте я создал на Pikabu сообщество «Идеалисты Интернета». Но увы, когда это случилось, осознал, что просто боюсь писать в большие сообщества с потенциально недружелюбной аудиторией, поэтому давно не публиковал там новых материалов. Тем не менее, на данный момент в сообществе насчитывается 18 подписчиков.
В апреле я арендовал новый VDS, куда перенёс SiteKnockerBot, а также поднял собственные узлы i2p и yggdrasil. Позже я развернул на нём же копию своего личного сайта, сделав его доступным и из этих сетей. И этот же VDS я стал использовать как сервер синхронизации данных между моими ноутбуками.
Летом я всерьёз задумался о покупке нового стационарного компьютера, так как выяснил, что вполне можно сочетать хорошую производительность с бесшумностью на малых нагрузках. Перечитал массу обзоров, стал гораздо лучше разбираться в «железе». Но в итоге остановился на решении ничего не покупать, а использовать облачный гейминг.
Осенью я перешёл на систему с rolling releases, а именно на Debian testing и реорганизовал файловую систему, чтобы улучшить синхронизацию данных с VDS. Кроме этого, летом начал пользоваться приложением Obisidian — структурированной системой заметок, позволяющей держать в одном месте на виду список курсов и книг, заготовки для статей или просто идеи, ссылки на нужные сайты, а также планы в соответствии с системой Стивена Кови (где всё сортируется по параметрам важно/срочно). И, наконец, приучил себя использовать git.
Ещё в начале года нашёлся ответ на давно мучивший меня вопрос: почему официальный сайт IntB не показывается в выдаче по запросам типа «форумный движок». Дело было в опечатке в теге title — латинская «c» вместо русской «с», из-за чего сайт попал под санкции за переспам. После того, как проблема решилась, у меня вновь возник всплеск интереса к нему: я начал было вести dev-блог и планировал выпустить новый release, но в итоге написал всего три сообщения.

Познание

В этом году я занимался познанием активно, но весьма хаотично и бессистемно. Немало экспериментировал с PHP-frameworkами (в основном, чтобы оценить overhead от их использования), в частности, достаточно глубоко изучил CodeIgniter. Но  в итоге принял решение всё же делать свой собственный framework. Нашёл CSS-framework приемлемых размеров, позволяющий быстро делать material design, который не вызывает у меня отвращение. Углубил свои знания в Ruby и сделал первые шаги в освоении Rust.
Также впервые стал активно изучать что-то  в тех направлениях, которые традиционно были у меня слабыми зонами. В частности, прошёл курс по коммуникации (а также начал читать книгу на тему комммуникация и агрессия), а сейчас — начал курс по UX/UI (увы, не особо полезный — слишком обзорный).
И ещё с подачи И.Х. просмотрел целый курс под названием «Биология поведения», где затрагиваются вопросы личной эффективности. Хотя многое там представляется спорным, но всё же немало интересных мыслей я оттуда вынес. В частности, данный курс натолкнул меня на переосмысление вопроса «зачем» при постановке цели.

Сообщества: находки и разочарования

Главной находкой года в апреле для меня стало сообщество «Народное достояние Рунета», а также сайты любителей Web 1.0 и просто downgraderов, которые я нашёл по ссылкам с него. Оказывается, есть ещё люди, которым близок дух Старого Доброго Интернета! Увы, прижиться там у меня не получилось: форум слишком малоактивен, а почти всё общение идёт в IRC в realtime-режиме.
Вторым важным итогом стало то, что благодаря таким людям, как 10geek, Aksion и HWLife aka NKa и, в меньшей степени, Evg и goblincat, немного ожил мой основной  форум. Но увы, в глобальном плане посещаемость не растёт, и как привлекать новых людей — непонятно.
Летом я в какой-то момент хотел уйти жить в сети yggdrasil и i2p. Но увы, так и не прижился:  там преобладают сайты в духе Web 1.0 единственный способ дать знать о себе его владельцу — это написать в личку или на Email. Но увы, это не мой путь. Ещё находил несколько форумов, но уровень активности там очень низкий.
Пробовал было вступить в группу IndieWeb в Telegram, но тут всё упёрлось в одну из тех проблем, про которые писал  выше — не знаю, как заявить о себе в чате конструктивно.
Самым большим разочарованием в этом году стал Хабр. В ноябре, забросив небольшой провокационный комментарий, я окончательно убедился, что люди с ценностями баблорубов и ускорителей жизни на нём стали составлять подавляющее большинство. Потом попадались ещё материалы, подтверждающие эту точку зрения. Также разочаровался в lor.sh и TG-группе Yggdrasil: и там, и там стало много «политоты» из «не наших», а также privacy-озабоченных личностей.
Ну и конечно же, «своим» сообществом в оффлайне стал настолочный Пиратский чат.

События, поездки, прогулки

Самым необычным событием года был опыт жизни в режиме slow life, без попыток что-либо успеть, на даче в начале мая. Впервые за много лет время перестало быть моим врагом, а я сам — чувствовать себя главным героем первой части мультфильма «Про черепаху». И был очень доволен жизнью. Но увы, совместить это состояние с достижением каких-то результатов не представляется возможным. Вернувшись в город, я занялся переделкой личного сайта, и быстро вернулся к обычной жизни.
Вторым наиболее впечатлившим событием стала поездка  на дачу к П.Т., когда мы втроём готовили шашлык под звёздами. Редко когда  я испытывал такое чувство полноты Бытия и включенности в жизнь, как тогда! А кроме того, посмотрел весьма красивые места в Усово и окрестностях.
Ещё одним запомнившимся моментом года стала внезапная утренняя прогулка на  Лебедянский пруд в июле. Тогда я отправился в Измайловский парк в 5 утра на самокате. Это был реально интересный опыт — утром мир видится совершенно иначе!
Другое запомнившееся утро — это утренняя прогулка по Ногинску, которую мы совершили вместе с Tellой, и последующее возвращение навстречу рассвету.  А чуть позже — и вторая поездка туда же, в кафе с железной дорогой, и более долгой прогулкой по городу.
В этом году я впервые увидел Волгу. Причём дважды — во время поездки в Кострому в марте и в Ярославль в августе. Обе поездки очень понравились, хотя впечатления от Ярославля получились несколько смазанными (возможно, из-за жары или того, что я недостаточно изучил его перед заездом). А вот Кострома осталась в памяти как лучший город для дауншифтинга!
Ещё одним необычным (но не самым приятным) опытом было Третье отселение, когда я несколько недель прожил вне дома. Изучал для себя новую часть города, а также несколько раз выбирался к Новодевичьему пруду — «официальному месту медитации», как в своё время назвал его сэр Мик.
Ещё этот год был полон различных бытовых проблем и трудностей, но в целом с ними удалось справиться.

Игры и книги

В этом году большое впечатление произвели на меня две indie-игры: A Tale of Two Brothers — 3D-аркада с потрясающе глубоким сюжетом, где есть темы инициации и преодоления страхов, и переживания потерь и удивительно тщательно сделанным сказочным игровым миром. А ещё так совпало, что эта игра оказалась каким-то пророчеством: в ней есть уровень — поле битвы великанов, где приходится пробираться через тела. И когда проходишь этот уровень, невольно задаёшься вопросом «За что же они так жестоко сражались? И чего добились, кроме того, что их трупы теперь мешают мальчишкам двигаться к цели — добыть лекарство для отца?» Игра не даёт ответа на этот вопрос, но почему-то напрашиваются ассоциации с тем, что началось 24 февраля. Тем более, я проходил игру всего за пять дней до всего этого.
Второй игрой стала A Tale for Anna. Тут нет такой глубины сюжета, это просто красивая и добрая сказка-квест со счастливым концом. Эту игру мне посоветовала **Kitsune**, которая обладает удивительным талантом находить такое.
Ещё наконец-то прошёл модуль WormanTown из игры Arcanum, но в отличие от основной игры, впечатления он не произвёл. Совсем в конце года прошёл игру FrostRune, которая тоже оставила весьма положительные впечатления, но не такие сильные, как первые две игры.
Хотя книг в этом году я прочёл чуть больше, чем в предыдущем, таких, которые масштабно повлияли бы на моё мировоззрение (как «Антихрупкость» или «Городской монах» в прошлые годы) как-то не нашлось. За исключением разве что книги «Миф о вечном возвращении» Элиаде, которую я начал читать недавно, и которая обещает быть интересной.

Нереализованные идеи

Хотя год получился весьма насыщенным, приходится уходить из него с большим количеством несделанного и нереализованного. Во-первых, я так и не довёл до ума те две типологии, которые придумал в конце прошлого года: типологию эволюционных стратегий и типологию 6 типов мышления. Во-вторых, не написал как минимум пять статей: о выживании в Интернете, о вогнутых и выпуклых технологиях, о цене того, чтобы быть собой, о мире школы и мире улицы, и про гибридную методику планирования. В-третьих, почти ничего не сделал по реализации двух своих новых идей: движка мобильного сообщества с оффлайновым кешированием, и каталога сайтов-бесплатностей.
Некоторые идеи я отложил и вполне сознательно: идею сделать файл-сервер  на одноплатном компьютере (слишком уж дорого стоят те, в которых есть Ethernet 1000 и USB 3.0), а также идею запустить сайт Идеалистов Интернета на движке Mastodon.

Общий итог

Подводя итог, могу сказать: год был очень насыщенным, принёс мне немало самого разнообразного опыта и лучшего понимания себя. В этом году я более чётко сформулировал главный вопрос своей жизни: «как совместить созидательную деятельность, для которой так или иначе требуется определённая самодисциплина, с радостью жизни, для чего, наоборот, нужна свобода, спонтанность и отсутствие планов». Но увы, я так и не смог приблизиться к ответу на него: так или иначе страдает либо первое, либо второе. Хотя, возможно, ответ мне пытались подсказать высшие силы в марте, когда я создавал сообщество на Pikabu: просто правильно выбирать точку приложения усилий. Тогда я готовился нарабатывать рейтинг для создания сообщества чуть ли не годами, а потом за два дня набрал в пять раз больше нужного, зарепостив удачно найденную в Сети картинку. Но вот как научиться видеть эти правильные точки приложения усилий в общем случае (или хотя бы применительно к своим разработкам) — так и остаётся непонятным. Возможно, ответ именно на этот вопрос я и буду искать в следующем году.