Игры без Windows: неудачные эксперименты
Весь день занимался вопросом, можно ли на игровом компьютере обойтись без Windows. Сначала попытался было поставить VMWare Player, так как видел несколько отзывов, что в нём производительность оказывается лишь на десяток-другой процентов ниже по сравнению с запуском под обычной OS. Но безрезультатно: на основном Linux он у меня просто не запустился, хотя модули ядра загрузились и собрались. Хотел было попробовать под Manjaro с live-флешки, но тоже неудача: там не получилось собрать модуль ядра. Причём проблема в том, что загружаемое ядро имеет версию 5.15.60, а если попытаться поставить linux-headers, то качает версию 5.15.75. Если бы я установил Manjaro на жёсткий диск, вопрос бы решился легко: просто обновил бы ядро, но для этого нет места. Разве что поставить на старый SSD, где до сих пор остаётся linux-раздел на 25 Гб, который давно не используется.
Потом ещё раз попытался установить Wargaming Gaming Center под wine. Сам он установился, но вот запустить установку WoT не получается — какая-то бессмысленная ошибка. Затем попытался установить через Steam. Для этого пришлось включить VPN и поменять регион в Steam-клиенте — прикинуться немцем. Потом долго и нудно качал целых 32 Гб, но итог тот же самый: ничего не запустилось… Впрочем, сейчас нашёл, куда Steam ставит свой Proton, попытался запустить вручную, и получил ошибку, связанную с версией glibc. Возможно, она просто слишком старая. Видимо, придётся завтра всё же поставить Manjaro на тот самый раздел и повторить эксперименты.
Потом ещё раз попытался установить Wargaming Gaming Center под wine. Сам он установился, но вот запустить установку WoT не получается — какая-то бессмысленная ошибка. Затем попытался установить через Steam. Для этого пришлось включить VPN и поменять регион в Steam-клиенте — прикинуться немцем. Потом долго и нудно качал целых 32 Гб, но итог тот же самый: ничего не запустилось… Впрочем, сейчас нашёл, куда Steam ставит свой Proton, попытался запустить вручную, и получил ошибку, связанную с версией glibc. Возможно, она просто слишком старая. Видимо, придётся завтра всё же поставить Manjaro на тот самый раздел и повторить эксперименты.
Допустим, кто-нибудь что-нибудь в чате/мессенджере написал, в перерыве можно прочитать/ответить. Многие переговариваются друг с другом во время игры через всякие говорилки, через Telegram или ещё что-то. Можно музыку слушать параллельно… да много что может понадобиться. А на винде это всё будет ещё и другим, а значит непривычным.
Как ни крути, но «внутренний мир» Windows — это лютый бардак. Во многом из-за всякой legacy-хрени, которая тащится с незапамятных времён с целью сохранения обратной совместимости. Плюс из-за закрытости кода, что препятствует расширению функциональности. Соответственно, этот «внутренний мир» многие вещи либо заставляет делать очень сложными, окольными путями, либо вообще не даёт сделать. И вообще мастдай буквально состоит из проблем и неудобств, которые придётся терпеть годами. Например:
- В винде нет нормальных сокетов. Тот же Nginx будет соединяться с PHP-FPM по TCP с localhost на localhost, а это накладные расходы. Символические ссылки есть, но их лучше не использовать, так как софт под их использование не адаптирован, даже штатный «Проводник» — раньше он вместо ссылки сносил и ссылку, и содержимое каталога, на который она указывает.
- Ограничения на имена файлов, которых нет в ФС под Linux: там разрешены любые имена, кроме "." и "..", а из недопустимых символов только "/" и NULL-байт. В Linux можно насчёт этого не заморачиваться, например, когда пишешь софт, использующий файлы вместо БД.
- Тормознутость NTFS в сравнении с любой ФС в Linux: btrfs, ext4, xfs и пр.
- Отсутствие нормальной, удобной командной оболочки (shell), как и наличия CLI-интерфейса у системы и всех её частей. Наличие всего этого в Linux позволяет автоматизировать практически всё, а многие вещи из командной оболочки делаются быстрее, чем через GUI (а я ещё написал движок автодополнения для bash, который по продуктивности использования превосходит даже zsh). Всякие припарки типа PowerShell, Cygwin, WSL и т. д. — это «хорошая попытка, но нет».
- Наличие реестра, который загаживается и фрагментируется, из-за чего тоже становится тормознутым (дефрагментация реестра может дать ощутимый прирост производительности, раньше этой фигнёй страдал).
- Винда живёт своей жизнью и контролировать её жизнедеятельность очень сложно. Мало того, мелкософт с каждым обновлением старается ослабить контроль пользователя над системой. То .NET Framework в фоне компилируется, то обновления сами проверяются, а то и ставятся без спроса (например, драйвера, которые, кстати, могут обновиться на кривые), то ещё какие-то задачи запускаются планировщиком/службами. Вечно какие-то уведомления пачками валятся, отвлекая от задач, какие-то левые иконки в трее маячат. Весь этот бардак нуждается в кропотливом и долгом выпиливании. И всё это недвусмысленно намекает, что система не твоя и ты лишь её ограниченный пользователь с птичьими правами.
- Ну и вишенка на торте — всё это проприетарное и с закрытым кодом, а значит можно не сомневаться, что личные данные пользователей сливаются непонятно куда и непонятно для каких целей — всё равно никто не докажет, а если и докажет, то всё равно ничего не изменит. А значит нужно заморачиваться с брандмауэром и файлом hosts, чтобы отучить винду от этого. И всё равно это не даст никаких гарантий.
- И это ещё далеко не всё.
Поэтому, единственный вариант, как можно использовать мастдай на практике — это в качестве «игровой приставки». Либо в качестве системы для обывателей, которые все эти недостатки всё равно стерпят или даже не заметят.