О мышлении инженера и бизнесмена
Уже не раз упоминал про разницу в мышлении «инженера» и «бизнесмена». Более того, одно время в статусе ВК стоял девиз «Мысли как инженер, а не бизнесмен». Но только недавно, прочитав Telegram-канал «Индекс дятла», который ведёт человек с ярко выраженным мышлением «бизнесмена», я смог описать эти различия в виде достаточно простой системы.
Начнём с того, что в основе любой деятельности лежит три вопроса: «Что мы хотим сделать?», «Как мы будем это делать?», «Для кого мы это делаем?».
Мышление «инженера» работает так: выбрать достойную/важную/интересную задачу и перебирать возможные пути её решения, пока не найдётся приемлемое. При этом вопрос «для кого» несущественен, если он не накладывает какие-то дополнительные условия на постановку задачи. Иными словами, «инженер» фиксирует для себя вопрос «Что?», занимается творческим поиском в вопросе «Как?» и рассматривает как второстепенный вопрос «Для кого?».
«Бизнесмен» подходит иначе. Для него отправной точкой является не задача, а люди — потенциальные клиенты, покупатели, то есть целевая аудитория, обладающая платёжеспособным спросом. Как было сказано на уже упоминавшемся канале: «Сначала найдите клиентов, а потом придумывайте, что бы им продать. Не наоборот.» То есть получается, фиксирован вопрос «Для кого?», зоной творческого поиска является вопрос «Что?», а второстепенным вопросом — «Как?». Собственно, именно в таком различии в отношении к вопросу «Что?» и заключается ключевое непонимание между «инженером» и «бизнесменом».
И тут возник вопрос: возможны ли другие сочетания? Например, для кого может быть характерно мышление с фиксированным «Как?» и творческим поиском «Для кого?»
Начнём с того, что в основе любой деятельности лежит три вопроса: «Что мы хотим сделать?», «Как мы будем это делать?», «Для кого мы это делаем?».
Мышление «инженера» работает так: выбрать достойную/важную/интересную задачу и перебирать возможные пути её решения, пока не найдётся приемлемое. При этом вопрос «для кого» несущественен, если он не накладывает какие-то дополнительные условия на постановку задачи. Иными словами, «инженер» фиксирует для себя вопрос «Что?», занимается творческим поиском в вопросе «Как?» и рассматривает как второстепенный вопрос «Для кого?».
«Бизнесмен» подходит иначе. Для него отправной точкой является не задача, а люди — потенциальные клиенты, покупатели, то есть целевая аудитория, обладающая платёжеспособным спросом. Как было сказано на уже упоминавшемся канале: «Сначала найдите клиентов, а потом придумывайте, что бы им продать. Не наоборот.» То есть получается, фиксирован вопрос «Для кого?», зоной творческого поиска является вопрос «Что?», а второстепенным вопросом — «Как?». Собственно, именно в таком различии в отношении к вопросу «Что?» и заключается ключевое непонимание между «инженером» и «бизнесменом».
И тут возник вопрос: возможны ли другие сочетания? Например, для кого может быть характерно мышление с фиксированным «Как?» и творческим поиском «Для кого?»
Думаю, пример мышления с фиксированным «Как?» — часто встречающееся у горе-программистов и (около)цифровых стартаперов solution in search of a problem. В более продуктивном ключе это сплошь и рядом встречается у начинающих музыкантов и композиторов: освоил какой-то технически сложный приём игры на инструменте, или придумал новый музыкальный ход — и начинает думать, в каком бы произведении его применить.
И, кстати, фундаментальная наука из этой же оперы, практически вся, а уж математика — вообще вся: придумать элегантное решение абстрактной задачи, а каким образом оно применимо в реальном мире («Что?») и кому это может понадобиться — пусть разбираются «прикладники» и маркетологи, соответственно.
(А если бы принимались вебменшены, мне не пришлось бы это копировать с https://evgenykuznetsov.org/reactions/2021/re-297210627/ ;-)