Слово о критическом мышлении
Недавно задался вопросом: можно ли целенаправлено научить человека критическому мышлению. И как это сделать? Применив НЛП, смоделировал, как работает мое собственное мышление в подобных случаях. Понял, что основное свойство критического мышления — это уметь задавать правильные вопросы, главным из которых является "а есть ли другие объяснения рассматриваемому явлению?". А в поиске этих альтернативных объяснений обычно помогают вопросы "какими причинами это может быть вызвано", "кто и почему может быть заинтересован в подобном", "какими ресурсами это обеспечивается". А дальше — дело техники. Собираем получившиеся варианты объяснений и сравниваем по трем критериям:
- отсутствие внутренних логических противоречий или нестыковок с наблюдаемым явлением;
- надежность и количество источников, из которых получены эти объяснения;
- количество допущений, которые нужно сделать, чтобы объяснение было истиной (чем меньше их требуется, тем лучше).
Но на мой взгляд, есть и вторая причина, куда более существенная: та лженаука, которая приживается, всегда содержит элемент чуда — «некоей волшебной кнопки», с помощь которой сделать все в мире (или хотя бы в своей жизни) как надо. Тогда как настоящая наука, скорее наоборот, уничтожает саму возможность для чуда, объясняя, что и откуда происходит, дает понимание, почему легких решений быть просто не может.