Портрет 4X_Pro
Был в Сети сегодня, 15:25
Мультиблог
4X_Pro
Кратко о себе: Web-разработчик. Пишу на PHP, Python, JavaScript. Знаю Ruby и Go, со студенческих времён более-менее помню C и asm. Linuxоид (использую Mint+LXDE). Сторонник IndieWeb.

Идеи и размышления

В этом разделе я публикую те идеи, которые могут сделать жизнь лучше, но которые не могу реализовать сам (чаще всего из-за нехватки ресурсов). Буду рад, если они пригодятся кому-либо еще.

Электронный нотариус

4X_Pro
Интересно, додумается ли когда-нибудь человечество создать электронного нотариуса, который автоматически составлял бы типовые договора и заверял подписи? Насколько я понимаю, это технически это станет достаточно просто, когда массово внедрятся биометрические паспорта. По сути, все что должна будет сделать такая система — это провести идентификацию всех участников, записать на видео/аудио их подтверждение, что они понимают что делают и согласны с условиями (и может быть, взять экспресс-анализ крови, чтобы убедиться, что человек трезв и не под препаратами), и все. А дальше обеспечить надежное хранение этой информации, чтобы при необходимости ее можно было использовать в суде.

Наукометрия: индекс "хвоста кометы" для публикации

4X_Pro
Сегодня вспомнился вдруг индекс Хирша, и я задумался над тем, почему в нем (и дргуих подобных системах) совершенно не учитывается такой фактор как время. Ведь чем большее влияние оказала та или иная публикация на развитие науки, тем дольше о ней будут помнить и на нее ссылаться. Кроме того, на мой взгляд, еще важно учитывать, насколько значимыми оказались статьи, ссылавшиеся на данную статью, то есть аналиировать дерево ссылок (хотя бы на три-четыре уровня).
В результате у меня возникла идея, которую я назвал "индексом хвоста кометы" для публикации. Рассчитывать его можно тремя способами:
1) простой вариант:
I = ΣΔTi⋅ki,
где ΔTi — промежуток времени, прошедший между выходом исходной статьи и i-ой публикации со ссылкой на нее (полагаю, удобнее всего брать его в годах, причем значение может быть не целым), ki — весовой коэффициент ссылки (равен 1/Ni, где Ni — общее число ссылок в i-ой статье), суммирование ведется по всем ссылающимся статьям, которые не являются тупиковыми (т.е. на них тоже есть ссылки).
2) древовидный вариант: отличается от предыдущего, что суммирование ведется по всем статьям, которые ссылаются на исходную без учета тупиковости (назовем их статьями первого уровня), а также по статьям, которые ссылаются на статьи первого уровня и т.д. (число уровней выбирается исходя из количества данных, которые требуется обработать для расчета, думаю, больше трех-четырех рассматривать не имеет смысла). При этом для статей m-ого уровня (начиная со второго) коэффициент ki считается как ki=kj*1/Ni, где kj — коэффициент статьи m-1 уровня, на которую ссылается i-ая статья.
3) нормированный вариант: считается простой или древовидный коэффициент, после чего он делится на T — время, прошедшее с момента публикации.
Пожалуй, основной недостаток данного метода — это то, что для его эффективной работы нужен достаточно большой промежуток времени. Но с другой стороны, ничего удивительного здесь нет: зачастую для того, чтобы значимость той или иной работы стала понятна (или наоборот, отсеялись малозначимые работы), тоже необходимо время.

Бизнес-идея: приложение "Знакомства на прогулке"

4X_Pro
Недавно пришла в голову идея мобильного приложения "Знакомства на прогулке". Как видно из назнвания, оно предназначено для знакомств во время прогулок по городу или парку, атакже на массовых мероприятий, на которых находится множество незнакомых между собой людей (например, празднование дня города или концерт какой-нибудь музыкальной группы). Приложение работает следующим образом: пользователь запускает его, делает фотографию камерой, указыает о себе базовую информацию (имя, пол, возраст, что-то аналогичное статусу ВК) и задает радиус, в котором его должно быть видно. После этого ему на карте показываются лица противоположного пола, находящиеся в этом радиусе, у которых тоже запущено это приложение, после чего можно вступить с ними в переписку или сразу пойти знакомиться вживую.
Если пользователь выходит за пределы указанного радиуса, приложение автоматически отключается (это позволяет избежать случайного "засвечивания" домашнего адреса — одной из основных причин, почему многие не решаются воспользоваться знакомствами по карте) и он пропадает с карты. Положение пользователей на карте обновляется в режиме реального времени. Остальные функции — такие же как у обычных приложений знакомств: переписка, список друзей или черный список, подарки. Как вариант, вместо всего этого просто предусмотреть возможность отправлять запросы на показ номера мобильного или другой контактной информации.
Возможные варианты монетзизации:
1) традиционный (реклама + платные подарки) — не уверен, будет ли работать, так как есть возможность сразу же перейти к общению вживую
2) платный режим невидимки, когда самого пользователя не видно, но он имеет возможность видеть окружающих и выбирать, кому написать. 
В принципе, изначально хотел сделать такое сам, но не имею ни малейшего представления, как раскрутить подобное, а без массовости оно просто не будет работать. (Кроме того, нет опыта написания под Android, а также желания вкладываться в сервер, способный выдержать нагрузку, если приложение станет действительно популярным.) Поэтому решил просто подарить эту идею любому желающему, который сможет ее реализовать.

Датацентры в Арктике

4X_Pro
Недавно вспомнил книжку Паршева "Почему Россия не Америка" и задумался над вопросом, а можно ли использовать холодный климат России как преимущество, и если да, то в чем именно. И сразу же подумалось об охлаждении серверов: если разместить датацентр в Арктике (скажем, в районе Архангельска, к которому, скорее всего, подведены достаточно широкие каналы связи), то, по идее, большую часть года можно использовать естественное воздушное охлаждение, что может очень значительно снизить затраты как на создание системы кондиционирования, так и на расход электроэнергии при ее эксплуатации. Кроме того, участок земли под ДЦ в той же Архангельской области будет стоить существенно дешевле, чем в Московской. Соответственно, возник вопрос: неужели никто раньше до подобного не додумался? Или же экономия слишком незначительна?

Язык смайликов

4X_Pro
Недавно прочитал новость про добавление в Unicode новых символов-смайликов. Это навело меня на мысль, что рано или поздно возникнет "язык смайликов", то есть возможность общаться только ими, причем язык этот будет международным, так как смайлики будут пониматься одинаково всеми. Фактически, все что для этого нужно — это выработать некие правила построения сложных понятий на основе группирования смайликов, и способы обозначения абстрактных понятий, например, временных и причинно-следственных связей.
Интересно, как использование такого языка скажется на мышлении?

Mindmap как средство навигации по сайту

4X_Pro

Сделать хорошую навигацию для информационного сайта, ориентированного как на новичков, так и на знатоков темы — задача весьма непростая. С одной стороны, навигация должна позволять быстро перейти с одной страницы на другую, с другой — помочь новичку сориентироваться, с чего начать изучение, с третьей, показать человеку, который уже отчасти знаком с этой темой, что именно по ней есть на этом сайте. Кроме этого, зачастую бывает важно сделать ее достаточно компактной, чтобы вписать в дизайн.

Но все эти противоречия можно устранить, если использовать для навигации mindmap (иногда их еще называют "ассоциативными картами"). Mindmap — это изображение, показывающее между собой связь различных понятий, используемая для облегчения изучения и запоминания чего-либо нового. Как правило, в центре его располагается ключевое понятие (тема сайта), от которого расходятся связи к более частным (разделам сайта), а от них к еще более частным (подразделам или конкретным статьям). Каждое понятие можно обозначить как просто словом, так и добавить к нему небольшую картинку для большей наглядности. Нарисовать такой mindmap можно сначала от руки еще на самом начальном этапе проектирования сайта. Это, помимо всего прочего, поможет лучше продумать его структуру.

Техническую реализацию этой идеи я вижу так: изначально в правом верхнем углу сайта находится уменьшенная картинка mindmap, причем она выводится с position: fixed, то есть даже при прокрутке сайта вниз остается на экране на том же самом месте и доступна в любой момент. По щелчку мыши по ней разворачивается полная версия mindmap, содержащая кликабельные области, щелчок по которым приводит к переходу в соответствующий раздел. (Области могут быть произвольной формы, это легко реализуется с помощью тегов map и area.)

Из недостатков такой идеи можно выделить три:

  • немного увеличивается объем работы над сайтом, а также возникает необходимость использовать специальные программы для генерации тегов area;
  • при добавлении новых разделов mindmap придется дорисовывать, поэтому такое решение подходит, в основном, сайтам, структура которых особо не меняется;
  • неудобство для пользователей, заходящих с мобильных устройств с низким разрешением (но таковых можно отслеживать с помощью JavaScript и показывать им уменьшенную и упрощенную версию картинки).

Но с другой стороны, хорошо продуманный и красочный mindmap не только покажет пользователю все что есть на сайте, но и станет одним из самых запоминающихся элементов, выделяющих его среди прочих, своего рода лицом сайта. Но помните: mindmap — это расширение традиционной навигации, но не полная ее замена, и не следует полностью отказываться от таких элементов как указатель текущего местоположения ("хлебные крошки") или главное меню.

Новый способ ввода данных для смартфонов

4X_Pro

Возникла идея принципиально нового способа ввода данных в устройства с сенсорным экраном, которая сочетала бы в себе достоинства экранной клавиатуры, T9 и Swype. Идея такая: пользователь набирает слово целиком непрерывным движением пальца, но при этом на экране отображается не вся клавиатура в целом (как в Swype), а только те буквы, у которых наиболее высокая вероятность оказаться следующими, и вариант "Еще" для случая, когда ни одна из предложенных букв не подходит. Кроме того, для ввода используется поверхность экрана целиком, а кнопки ввода рисуются полупрозрачными, чтобы сквозь них было видно введенный текст.

Рассмотрим процесс ввода данных по шагам. Читать далее…

Социальная сеть будущего

4X_Pro

Идея социальных сетей в том виде, в котором они есть сейчас, начинает понемногу исчерпывать себя. И одна из причин этого — обязательное требование указания реального имени, что противоречит самой идее Интернета, в котором нормой является анонимное общение. На начальном этапе такое требование можно было понять: социальные сети были ориентированы на то, чтобы дать людям, давно потерявшим друг друга, восстановить связь между собой, и использование реального имени значительно упрощало эту задачу. Но сейчас это уже не столь актуально: большинство тех, кто хотел найти друг друга, уже нашли.
Таким образом, прежняя задача социальных сетей выполнена, и уже сейчас наметилась новая: профиль социальной сети для человека становится местом, с которого начинается его субъективный Интернет, перекрестком, который связывает в единое целое его активность на различных сайтах, личным "аналитическим центром", который собирает для данного человека информацию в соответствии с его интересами и кругом общения. Я решил написать небольшой обзор того, какой эту сеть будущего вижу я.
Читать далее…


Страницы:
  • 1
  • 2
Задать вопрос

Здесь можно задать мне вопрос или спросить совета по любой теме, затронутой в блогах или на форуме. После того, как я отвечу, вопрос и ответ появятся в соответствующем разделе. Но не забываем, что я — сторонник slow life, поэтому каких-либо сроков ответов не обещаю. Самые интересные вопросы станут основой для новых тем на форуме или записей в блоге.
Сразу предупреждаю: глупости, провокации, троллинг и тому подобное летит прямо в /dev/null.