Эффективные состояния психики
Решил провести небольшое исследование — изучить эффективные состояния психики (ЭСП).
Что это такое? Это состояния, в которых становятся доступны какие-либо ресурсы психики, которые дают возможность гораздо эффективнее делать что-то по сравнению с обычным состоянием психики.
Цели исследования:
Вспомнить ситуации, когда очень легко получалось что-то делать в плане работы или творчества, или же наоборот, быстро отдыхать и восстанавливаться и заполнить опросник, размещенный в следующем сообщении. Примеры описаний ЭСП можно посмотреть ниже.
Особенно хотелось бы получить описания состояний, которые дают возможность легко и эффективно писать текст на заданную тему (причем не обязательно художественный), выступать публично, а также вытягивать из своей памяти незначительные на первый взгляд подробности, позволяющие переосмыслить картину произошедшего в целом (условно это состояние можно было бы назвать «суперсыщик»).
Опросник для исследований:
Что это такое? Это состояния, в которых становятся доступны какие-либо ресурсы психики, которые дают возможность гораздо эффективнее делать что-то по сравнению с обычным состоянием психики.
Цели исследования:
- выявить все существующие ЭСП, описать их и составить классификацию;
- научиться делать вход в ЭСП управляемым и осознанным, чтобы можно было использовать их по мере необходимости;
- сделать возможным освоение новых, прежде недоступных ЭСП по чужим описаниям (возможно, с использованием методик НЛП и DHE).
Вспомнить ситуации, когда очень легко получалось что-то делать в плане работы или творчества, или же наоборот, быстро отдыхать и восстанавливаться и заполнить опросник, размещенный в следующем сообщении. Примеры описаний ЭСП можно посмотреть ниже.
Особенно хотелось бы получить описания состояний, которые дают возможность легко и эффективно писать текст на заданную тему (причем не обязательно художественный), выступать публично, а также вытягивать из своей памяти незначительные на первый взгляд подробности, позволяющие переосмыслить картину произошедшего в целом (условно это состояние можно было бы назвать «суперсыщик»).
Опросник для исследований:
- Придумайте название состоянию психики, про которое хотите рассказать или выделите его основную черту.
- Опишите его: укажите, что с вами происходит в нем, чем оно отличается от вашего основного состояния. При желании вы можете описывать его образно, используя метафоры или даже нарисовать в виде картинки или схемы.
- Как происходит вход в состояние? Какие для этого нужны условия и действия с вашей стороны?
- Какие возможности дает это состояние? Какие ресурсы психики становятся доступны?
- Как долго оно может длиться? Как и почему происходит выход из него? Что вы чувствуете после этого?
- Охарактеризуйте энергозатратность состояния: дает ли оно энергию, силы, или наоборот, забирает?
- Есть ли что-то в этом состоянии, что вам не нравится или вызывает дискомфорт?
- Помните ли вы то, как нашли в себе это состояние, попали в него первый раз? Если да, то расскажите, как это было.
- Что еще вы можете сказать об этом состоянии? Добавьте любую информацию, которую посчитаете важной.
Мои
Описание №1. Сверхконцентрация
1. Сверхконцентрация
2. Полное избавление от всего лишнего, что мешает выполнить поставленную задачу. Образно это можно представить так: в обычном состоянии ход мысли от A к B похож на нить из клубка, в которой есть множество изгибов, петель и т. д. (которые соответствуют самоповторам, отходам от основной мысли, потерям внимания и т.п.) В этом состоянии — на туго натянутую струну, по которой переход от A к B осуществляется по самой короткой траектории, мысль ни на что не отклоняется.
3. Входить в это состояние получается тогда, когда есть какая-то задача, которую нужно решить за фиксированное время. Например, быстро собраться или выйти из дома или найти все предметы в компьютерной игре.
Вход происходит так: нужно мысленно сказать себе отбросить все лишнее, потом на короткий момент сосредоточиться на собственном пульсе (обычно хватает трех-четырех ударов), представить себе, как время между ударами растет, вмещая в себя все больше и больше событий. Также весьма помогает представить себе некий барьер вокруг себя, отсекающий все лишнее.
Войти в это состояние можно только будучи изначально спокойным. Если произойдет уход в панику «что же делать, не успеваю, не справляюсь» (у меня это случается достаточно часто), то вход невозможен.
4. Состояние позволяет максимально сосредоточиться на решаемой задаче, а также максимально точно и безошибочно выполнять действия, необходимые для ее выполнения, избавляет от всех лишних и ошибочных движений, и неуклюжести, свойственной мне в обычное время.
5. Сверхконцентрация возникает только тогда, когда есть жесткие ограничения по времени, и удерживать ее получается либо до решения задачи, либо до того момента, когда задача будет неактуальна. Обычно длительность этого состояния не превышает 15 минут.
6. Состояние сверхконцентрации нейтрально, нельзя сказать, что оно отбирает силы или вызывает усталость, но и прилив дополнительных сил оно не дает.
7. Не наблюдалось
8. Да. Мне было тогда то ли 11, то ли 12 лет. Я пришел в гости к другу, который в то время проходил компьютерную игру Rockman IV, и наглухо застрял на последнем главаре. Какое-то время я наблюдал за тем, как он пытается этого главаря победить, затем выпросил у него возможность попробовать самому, и понял, что это мой единственный шанс (своей игровой приставки тогда у меня еще не было, а если бы друг прошел эту игру, он, скорее всего, обменял бы картридж с ней, и не факт, что у меня появилась бы возможность поиграть в дальнейшем). Тогда ко мне и пришло впервые описанное состояние сверхконцентрации, в котором я смог победить этого главаря и завершить прохождение игры.
9.
Описание №2. Творческое озарение
1. Творческое озарение
2. Состояние расслабленности, расфокусированности сознания, при котором мысли текут очень лениво и неспешно, но зато возможно возникновение совершенно новых и неожиданных идей, которые в обычном состоянии просто не пришли бы в голову.
3. Часто получается входить в это состояние самопроизвольно, либо утром сразу после пробуждения (если просыпаться не слишком поздно), либо наоборот, вечером перед сном. Также помогают различные медитативные техники, созерцание мандалы и написание текстов левой рукой (я — правша).
4. Возможность генерации принципиально новых идей, усиление творческих способностей, требующих визуализации. Например, в этом состоянии я могу придумать и во всех деталях представить карту для какой-либо компьютерной игры, в то время как в обычном состоянии это очень сложно. Также усиливается способность придумывать различные сюжеты, истории и целые выдуманные миры.
5. Обычно в таком состоянии я нахожусь от получаса до часа. Потом, как правило, наступает желание действовать, реализовывать что-то из придуманного.
6. Состояние расслабленное, неэнергозатратное. Зачастую вызывает сильный эмоциональный подъем.
7. Если такое случается вечером, то после выхода из этого состояния наступает эмоциональная перегрузка, вызывающая бессонницу. Как следствие, тяжелый подъем утром и очень низкий уровень мотивации на следующий день.
8. Самый первый раз — не помню. Обнаружил это состояние где-то в возрасте около 18 лет, когда понял, что если в выходной день не вскакивать сразу, а позволить себе полежать, то можно придумать много интересного.
9.
Описание №3. Отдых в темной комнате
1. Отдых в темной комнате
2. Состояние быстрого восстановления после эмоциональной или информационной перегрузки.
3. Для входа в это состояние нужно отключить все источники информации (телефон, компьютер, радио, телевизор), лечь на диван в темной комнате (в идеале темнота должна быть полной) и мысленно отключиться от всех задач, максимально освободить поток мыслей. То есть не заставлять себя сконцентрироваться на чем либо, а просто думать о том, о чем думается. Как правило, в первый момент в голове будут прокручиваться отдельные эпизоды события, вызвавшего эту перегрузку. Отгонять их не следует, просто достаточно позволить себе их прожить. Для ускорения процесса также можно мысленно представить себе их снятыми на кинопленку и слегка ее ускорить. Также можно проговаривать про себя что-то, связанное с этими событиями.
4. Быстрое восстановление работоспособности и спокойствия, значительное улучшение физического и психического состояния.
5. Обычно для восстановления достаточно пробыть в этом состоянии примерно 20—30 минут. Дальше становится просто скучно просто лежать в темноте без дела.
6. В первый момент может даже забирать энергию, но затем, по мере проработки накопленных впечатлений энергия возвращается и даже прибавляется.
7. Нет.
8. Обнаружил это состояние вскоре после того, как устроился на постоянную работу. Произошло это так: однажды, вернувшись очень уставшим, ничего не стал делать, даже включать свет, а просто лег на диван. И минут через 30 обнаружил, что усталость прошла, и вернулось состояние бодрости, чего обычно не бывало.
9. Данное состояние не помогает при сильном недосыпе, а также после физических, а не психоэмоциональных нагрузок (точнее, в него просто не удается зайти). Также эффект усиливается, если накрыться теплым пледом или одеялом: лучше расслабляются мышцы и улучшается кровообращение.
Описание №4. Поэтическое вдохновение
1. Поэтическое вдохновение
2. Нужные слова и рифма подбираются легко и просто, как бы играючи. Метафорически это можно описать так: в обычном состоянии подбор слов подобен перетаскиванию чугунных гирь, а в этом — перебрасыванию воздушных шариков.
3. Как правило, попадать в это состояние у меня получалось после длительного (не менее часа) прослушивания (реже чтения) чужих стихов (желательно хороших классических, с выраженным ритмом и рифмой), причем таких, которые вызывают эмоциональный отклик.
4. Само собой появляется желание говорить в рифму (причем ее не нужно подбирать), усиливается чувство ритма, появляется способность играть словами, да и вообще легче выполняется любая деятельность, задействующая вербальный интеллект.
5. Не больше полутора часов, а обычно даже меньше. Выход происходит либо сам собой постепенно, либо под влиянием того, что нужно заняться чем-то привычным, требующим логического мышления.
6. Нейтрально
7. Несколько изменяется привычное восприятие мира, что создает определенный дискомфорт.
8. Впервые обратил внимание на подобное, когда учился в 10 классе. Тогда у нас в лицее иногда проводились так называемые «литературные концерты», когда приезжали актеры и читали что-либо из классики. И вот после этого и возникало это состояние. Позже иногда входил в него самопроизвольно, натыкаясь на чужие стихи в Интернете, если они производили сильное впечатление.
9.