Об одиночестве и образовании
Обсуждение заметки в ЖЖ о двух полюсах и том, что придет им на смену
Одна страница
Распечатать
Нашел в ЖЖ довольно мрачную статейку: «Полюс одиночества». Суть ее такова: раньше существовало два полюса — народные массы, занятые выживанием без четкого понимания происходящего вокруг и испытывающие плохо осознаваемое недовольство социальной несправедливостью, и люди образованные, испытывающие одиночество ввиду их небольшого количества и изолированности друг от друга. Теперь же, в условиях Интернета и избытка информации, сами понятия «образованный человек» и «образованная прослойка» утратили свой смысл, и уместно говорить разве что о компетентности в конкретной ситуации. В результате возникла однородная масса, которая одновременно является дезориентированной,одинокой и необразованной.
И сразу же возник вопрос: а что вообще понимать под образованностью? Сейчас под словом образование часто понимают просто какое-то количество информации, заложенное в голову конкретному индивиду. Но очевидно, что на самом деле образованность заключается не в этом. Образованность — это не знания как таковые, а наличие неких мета-навыков, стратегий поиска правильных ответов, выражаясь языком НЛП. А еще недавно на Mel.Fm видел такую формулировку: «образование — это то, что дает возможность формулировать нужные запросы к Google».
В свое время я даже пытался составить список этих мета-навыков. Ключевые из них — это критическое мышление, умение правильно задавать вопросы и собирать полученную информацию в единую непротиворечивую систему (что, в свою очередь, требует определенного кругозора). Если перевести это в терминологию привычных мне типологий личности, образованность — это умение работать по связке 6+7 уровней ТУАИ.
Так вот, на мой взгляд, люди с такой связкой никуда не делись (и не денутся, иначе это будет катастрофой для человечества). Изменилось вот что: исчезли маркеры, позволяющие таким людям как-то опознавать друг друга в толпе. А кроме того, постоянный избыток информации снижает интерес к окружающему миру в целом, делает людей более равнодушными вообще, и тем самым уменьшает и само желание искать таких людей. Причем на начальном этапе развития Интернета все было наоборот: он как раз и стал средством, давшим возможность образованным людям находить друг друга и объединять усилия, тогда как большинство необразованных оставалось прозябать в оффлайне. Но все изменилось с переходом к Web 2.0 и победой социальных сетей, где массы просто растворили в себе образованных, а простота создания новых информационных ресурсов привела к тому, что вместо объединения усилий стали появляться мелкие группки формата «один гуру и несколько последователей», враждующие между собой.
Далее автор статьи пытается спрогнозировать, что придет на смену этому делению, описывая три варианта: во-первых, карьеристов, во-вторых, тех, кто опускается на дно жизни, будучи не в силах плыть, и в-третьих, небольшую прослойку тех, кто будет искать смысл самостоятельно. На мой взгляд, это вполне верно и в значительной мере перекликается с типологией под названием Режиссура Социальных Игр, где первые соответствуют управленческим уровням (тактик, сценарист, идеолог), вторые — фундаментальным (реалист, моралист). А последняя категория соответствует моему предположению о существовании еще одного уровня, не описанного в РСИ — Отшельника, уйти на который можно после второго, если не принимать ценности управленческих уровней, а стремиться к максимальной внутренней свободе и жизни в собственной системе ценностей. Подробнее об этом, наверное, скоро напишу отдельную запись в раздел «Мировоззренческое».
И сразу же возник вопрос: а что вообще понимать под образованностью? Сейчас под словом образование часто понимают просто какое-то количество информации, заложенное в голову конкретному индивиду. Но очевидно, что на самом деле образованность заключается не в этом. Образованность — это не знания как таковые, а наличие неких мета-навыков, стратегий поиска правильных ответов, выражаясь языком НЛП. А еще недавно на Mel.Fm видел такую формулировку: «образование — это то, что дает возможность формулировать нужные запросы к Google».
В свое время я даже пытался составить список этих мета-навыков. Ключевые из них — это критическое мышление, умение правильно задавать вопросы и собирать полученную информацию в единую непротиворечивую систему (что, в свою очередь, требует определенного кругозора). Если перевести это в терминологию привычных мне типологий личности, образованность — это умение работать по связке 6+7 уровней ТУАИ.
Так вот, на мой взгляд, люди с такой связкой никуда не делись (и не денутся, иначе это будет катастрофой для человечества). Изменилось вот что: исчезли маркеры, позволяющие таким людям как-то опознавать друг друга в толпе. А кроме того, постоянный избыток информации снижает интерес к окружающему миру в целом, делает людей более равнодушными вообще, и тем самым уменьшает и само желание искать таких людей. Причем на начальном этапе развития Интернета все было наоборот: он как раз и стал средством, давшим возможность образованным людям находить друг друга и объединять усилия, тогда как большинство необразованных оставалось прозябать в оффлайне. Но все изменилось с переходом к Web 2.0 и победой социальных сетей, где массы просто растворили в себе образованных, а простота создания новых информационных ресурсов привела к тому, что вместо объединения усилий стали появляться мелкие группки формата «один гуру и несколько последователей», враждующие между собой.
Далее автор статьи пытается спрогнозировать, что придет на смену этому делению, описывая три варианта: во-первых, карьеристов, во-вторых, тех, кто опускается на дно жизни, будучи не в силах плыть, и в-третьих, небольшую прослойку тех, кто будет искать смысл самостоятельно. На мой взгляд, это вполне верно и в значительной мере перекликается с типологией под названием Режиссура Социальных Игр, где первые соответствуют управленческим уровням (тактик, сценарист, идеолог), вторые — фундаментальным (реалист, моралист). А последняя категория соответствует моему предположению о существовании еще одного уровня, не описанного в РСИ — Отшельника, уйти на который можно после второго, если не принимать ценности управленческих уровней, а стремиться к максимальной внутренней свободе и жизни в собственной системе ценностей. Подробнее об этом, наверное, скоро напишу отдельную запись в раздел «Мировоззренческое».
Ребята, давайте жить спокойно!
Образованность - это прокаченность синапсов мозга. Это как процессор - чем мощнее - дендрито- аксонные разветвления - тем лучше и более правильные выводы делает мозг и больше берет начальных условий для вывода результата в единицу времени
Одна страница
Распечатать У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.