Размышления по поводу «Гостьи из будущего»
И того, куда развивается человечество
Одна страница
Распечатать
. Редактировалось 1 раз, последний — #1
Недавно попался очень нетривиальный взгляд про фильм «Гостья из будущего» по книге Кира Булычёва на тему того, что это самое будущее вовсе не такое уж и светлое:
Алиса Селезнёва и ужасное далёко | Миры | Мир фантастики и фэнтезиВесьма проработанная фанатская теория, согласно которой Алиса Селезнёва прибыла из будущего, пережившего ядерную катастрофу.www.mirf.ru
Статья вызвала довольно противоречивые чувства: с одной стороны, вызывает восхищение то, как автор закрутил свою идею и смог убедительно аргументировать, с другой — не очень приятно, когда ломают сложившееся представления.
Но больше всего обратили на себя внимание вот эти фрагменты:
Тут я задумался, что подобные представления о людях будущего как о гораздо более всезнающих и, если так можно выразиться, о всеумеющих — есть не только у Булычёва. Это, пожалуй, можно назвать отличительной чертой советской фантастики в целом, хотя ярче всего это показано у Ивана Ефремова в «Туманности Андромеды». (А вот в западной фантастике такого почти не наблюдается, там, скорее изображаются современные люди со всеми их недостатками в условиях более совершенных технологий, иногда с поправкой на то, что суровые условия дальнего космоса сделали их похожими на первопроходцев времён колонизации Америки. Исключением можно считать разве что Сайруса Смита из «Таинственного острова» Жюля Верна.) Причём зачастую именно такое изменение самого человека подаётся, явно или неявно, как главное достижение человечества, пожалуй, даже более важное, чем построение коммунизма. Точнее, можно даже сформулировать так: если почти все станут такими, то построение коммунизма станет чем-то само собой разумеющимся, вопросом времени.
И тут я осознал, почему современный мир мне кажется порой «миром наизнанку», Массаракшем. Мы же ведь, несмотря на технологический прогресс, семимильными шагами удаляемся от этого идеала «человека универсального» в сторону узкой специализации, где каждый оказывается беспомощным, как только выходит за узкие рамки своей профессиональной деятельности. Для меня, как человека, формировавшего свои идеалы именно на основе советской фантастики, это является деградацией…
Алиса Селезнёва и ужасное далёко | Миры | Мир фантастики и фэнтезиВесьма проработанная фанатская теория, согласно которой Алиса Селезнёва прибыла из будущего, пережившего ядерную катастрофу.www.mirf.ru
Статья вызвала довольно противоречивые чувства: с одной стороны, вызывает восхищение то, как автор закрутил свою идею и смог убедительно аргументировать, с другой — не очень приятно, когда ломают сложившееся представления.
Привет от третьей Сверки по информионике.
Но больше всего обратили на себя внимание вот эти фрагменты:
Ведь завораживающе прекрасна сама Алиса — обаятельная, отважная, удивительно талантливая, невероятно много знающая и умеющая. [...] Но давайте на минутку задумаемся. Чтобы путешествовать на машине времени (вошёл, встал в круг, взялся за поручни и через пять минут вышел), покорять спортивные высоты нет необходимости. Не нужны для этого и подобные скорость мышления, воля, целеустремлённость… При этом Алиса подчёркивает: она самая обычная школьница, в будущем такими станут все.
Рационалистическое общество будущего посылает против двух до зубов вооружённых головорезов простого учёного, да ещё женщину, и предполагает, что она справится. Это возможно, если каждый — «тактическая единица сама по себе» вроде Бойцового Кота из «Парня из преисподней». Полная автономность. Полная ответственность за свои поступки.
Тут я задумался, что подобные представления о людях будущего как о гораздо более всезнающих и, если так можно выразиться, о всеумеющих — есть не только у Булычёва. Это, пожалуй, можно назвать отличительной чертой советской фантастики в целом, хотя ярче всего это показано у Ивана Ефремова в «Туманности Андромеды». (А вот в западной фантастике такого почти не наблюдается, там, скорее изображаются современные люди со всеми их недостатками в условиях более совершенных технологий, иногда с поправкой на то, что суровые условия дальнего космоса сделали их похожими на первопроходцев времён колонизации Америки. Исключением можно считать разве что Сайруса Смита из «Таинственного острова» Жюля Верна.) Причём зачастую именно такое изменение самого человека подаётся, явно или неявно, как главное достижение человечества, пожалуй, даже более важное, чем построение коммунизма. Точнее, можно даже сформулировать так: если почти все станут такими, то построение коммунизма станет чем-то само собой разумеющимся, вопросом времени.
И тут я осознал, почему современный мир мне кажется порой «миром наизнанку», Массаракшем. Мы же ведь, несмотря на технологический прогресс, семимильными шагами удаляемся от этого идеала «человека универсального» в сторону узкой специализации, где каждый оказывается беспомощным, как только выходит за узкие рамки своей профессиональной деятельности. Для меня, как человека, формировавшего свои идеалы именно на основе советской фантастики, это является деградацией…
Ребята, давайте жить спокойно!
Правда, тут возникает вопрос, какой же должна быть система подготовки, чтобы успеть заложить такое количество знаний и навыков в каждого человека. И становится очевидно, что без какого-то прорыва в когнитивистике, который заставил бы мозг работать и усваивать знания более эффективно, это малореально.
Ребята, давайте жить спокойно!
Попался материал на тему, непосредственно связанную с тем, как вообще в те времена представляли появление таких людей будущего: статья Э.В. Ильенкова «Об эстетической природе фантазии» (если не откроется напрямую — можно попробовать тут, она там в одном из приложенных файлов) — через развитие эстетического чувства и понимания целесообразности, почему предыдущие поколения творцов создавали что-то именно так, а не иначе.
Но если переформулировать это в терминах более привычного нам понятийного аппарата в виде типологий, из сказанного выше следует необходимость обязательного развития 8-ого уровня ТУАИ, который прежде казался мне какой-то вспомогательной надстройкой «для этиков». Ещё понравились рассуждения в конце статьи об отличиях произвола и свободы фантазии.
А ещё впечатлили рассуждения про «четвертушку Человека». Это хорошо перекликается с одним рассказом более современного фантаста Ливадного из его цикла про галактическую войну — там тоже были четверть-сущности: «урезанные» версии душ, причём сделавшие такое с собой сами, чтобы не видеть ужасов войны. Иногда с ужасом думаю, что если сравнивать нас с людьми прошлого, мы всё больше и больше превращаемся в этих четверть-сущностей, причём даже во вполне мирных условиях, просто из-за того, что повседневная рутина и избыточный информационый поток всё больше и больше затягивают нас.
Но если переформулировать это в терминах более привычного нам понятийного аппарата в виде типологий, из сказанного выше следует необходимость обязательного развития 8-ого уровня ТУАИ, который прежде казался мне какой-то вспомогательной надстройкой «для этиков». Ещё понравились рассуждения в конце статьи об отличиях произвола и свободы фантазии.
А ещё впечатлили рассуждения про «четвертушку Человека». Это хорошо перекликается с одним рассказом более современного фантаста Ливадного из его цикла про галактическую войну — там тоже были четверть-сущности: «урезанные» версии душ, причём сделавшие такое с собой сами, чтобы не видеть ужасов войны. Иногда с ужасом думаю, что если сравнивать нас с людьми прошлого, мы всё больше и больше превращаемся в этих четверть-сущностей, причём даже во вполне мирных условиях, просто из-за того, что повседневная рутина и избыточный информационый поток всё больше и больше затягивают нас.
Ребята, давайте жить спокойно!
Одна страница
Распечатать У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.