"Бирюзовые организации" - реальность или утопия?
Об одной весьма своеобразной модели самоуправления
Одна страница
Распечатать
Нашел сейчас на Мегамозге вот такое эссе про самоуправляемые организации, названные "бирюзовыми" (автор Андрей В. Шумаков, но идеи представляют собой обзор книг Фредерика Лалу и Семлера Рикардо). Вот основные принципы их функционирования:
С другой стороны, если когда-нибудь будет реализована идея всеобщего базового дохода, который позволит избавиться от людей, работающих только по необходимости за зарплату, не заинтересованных в общем деле, то вполне может быть, что постепенно все организации станут таковыми.
- Организации состоят из команд. Команда – это группа от 15 до 35 человек. Больше нельзя – теряются личные связи.
- Команда и только она отвечает за все происходящее вокруг нее и в ней самой. Вообще за все!
- В команде нет босса.
- Нет должностей и должностных инструкций. Сотрудники (во взаимодействии с другими членами своей команды) сами определяют чем они занимаются. Да и называются они чаще не сотрудники, а коллеги или как то похоже.
- Менеджеров среднего звена нет в принципе. Но есть (могут быть) лица, которые обучают и помогают нескольким командам (коучи). Однако власти приказывать у них нет.
- Центральный аппарат минимален (например, это может быть 30 человек на компанию, в которой работает 30 тысяч человек). Генеральный директор – это уважаемый лидер, но права принимать обязательные решения ни по одному вопросу у него нет.
- Используется не прямое (сверху вниз), а обратное делегирование. То есть полномочия могут передаваться от команд (когда это им нужно) снизу вверх. А могут и не передаваться.
- 8. Соответственно все службы поддержки реально превращаются исключительно в службы поддержки низовых команд. И создаются только тогда и существуют ровно столько времени, сколько это нужно командам.
- Никакие решение команд (и отдельных членов команд тоже) не требуют одобрения сверху. В том числе и решения по утверждению бюджета, определению размера зарплат, приему и увольнению сотрудников.
- Каждый член команды может инициировать принятие любого решения при условии соблюдения обязательных процедур внутреннего консультирования.
- Внутреннее консультирование – это обязательная процедура перед принятием любым сотрудником любого решения, затрагивающего интересы других сотрудников. Учитываются мнения всех, но консенсуса не требуется. Считается, что решение, принятое быстро после внутренних консультаций, намного лучше для организации, чем принятое консенсусом, но после трудных, утомительных и длительных согласований.
- Другой обязательной внутренней процедурой является процедура (схема) улаживания конфликтов. Считается, что конфликты возникают всегда естественным образом и сами сотрудники по заранее известным им процедурам обязаны предпринимать меры по их улаживанию. Передать разрешение конфликта на разрешение босса – невозможно.
- Совещания проводятся только по мере необходимости. Для их эффективного проведения тоже разрабатываются различные приемы (разные в разных организациях, но всегда простые по сути).
- Обязательно имеется какая-либо внутренняя информационная сеть для обмена информацией и облегчения проведения процедур внутреннего консультирования и улаживания конфликтов (корпоративная социальная сеть, если пользоваться правильными терминами).
- Организация построена на предположении, что все сотрудники – грамотные и ответственные лица, они сами знают как правильно сделать свое дело. Их не надо контролировать. Систем контроля соответственно нет.
- Считается, что не может быть информации, которая была бы недоступной всем сотрудникам организации.
- Организация рассматривается не как сложный механизм, а как живой организм, в котором решения принимаются не столько на основании тщательного планирования, сколько на интуитивном уровне.
- Естественным образом, как результат действия базовых принципов, в организации создаются вместо иерархий доминирования – иерархии уровней развития, таланта, опыта.
- Во всех случаях обязательно вырабатываются цели существования организации. Эти цели НИКОГДА не включают в себя максимизацию прибыли.
- Прием на работу происходит не торопясь, организация (команда) и кандидат как бы присматриваются друг к другу – смогут ли они идти по одной дороге, совпадут ли их цели. В отдельных случаях используются даже такие приемы – человека стимулируют приличной суммой (несколько тысяч долларов) уволится из организации после испытательного периода. Но лишь немногие этой возможностью пользуются.
- Некоторыми внешними признаками новой организации являются:
a. Отсутствие у Генерального директора выделенного кабинета, во многих случаях он работает рядом с другими работниками.
b. Общее пространство работы – это типовое решение для таких организаций.
c. Нет единого «офисного стиля» оформления. Естественным образом отпадает необходимость в любых дресс-кодах. Сотрудники привносят на рабочие места и свою индивидуальность и многое другое, что обычно связывают только с индивидуальным жильем.
С другой стороны, если когда-нибудь будет реализована идея всеобщего базового дохода, который позволит избавиться от людей, работающих только по необходимости за зарплату, не заинтересованных в общем деле, то вполне может быть, что постепенно все организации станут таковыми.
Ребята, давайте жить спокойно!
Мы у себя во "ВкусВилл - Избёнка" пытаемся внедрить, и многое уже получается.
Если кто-то тоже внедряет, буду рад обменяться опытом: Валера Разгуляев:
"Aгент": razgv@mail.ru
"Скайп": raz_val
"ЯИТ": 69752200
Если кто-то тоже внедряет, буду рад обменяться опытом: Валера Разгуляев:
"Aгент": razgv@mail.ru
"Скайп": raz_val
"ЯИТ": 69752200
Одна страница
Распечатать У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.